ok
Сетки не для детки: нужно ли ограждать несовершеннолетних от общения в интернете
Фото © Freepik

О необходимости регулировать виртуальное пространство – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.

Возрастные ограничения на использование социальных сетей становятся мировой тенденцией. Вслед за Австралией, власти которой в конце прошлого года распорядились ликвидировать сотни тысяч детских и подростковых аккаунтов в соцсетях, аналогичные шаги готовятся предпринять еще несколько стран, в числе которых Франция, Испания, Греция, Великобритания, Дания, Малайзия.

Между этими государствами есть различия в возрасте, до достижения которого юному гражданину будет закрыт доступ в Сеть: например, для Австралии и Испании это 16 лет, для Франции и Греции – 15. Но суть вводимого законодательства едина: до общения в интернете нужно еще дорасти.

Стоит ли России следовать тем же путем? Конечно, большинство упомянутых стран признаны у нас недружественными. Но дети-то всюду одинаковы, погружение в социальные сети действует на них одним и тем же образом.

Как обосновывают нововведения, скажем, во Франции, где отсечение детей от соцсетей стало личным проектом Эммануэля Макрона? На первом месте – забота о здоровье, поскольку длительное пребывание в виртуальном мире приводит к ухудшению зрения и психическим отклонениям. Важный аргумент – защита детей от сетевой агрессии, так называемого кибербуллинга. Наконец, французские законодатели традиционно беспокоятся о независимости страны и не хотят допустить, чтобы сознанием подрастающего поколения манипулировали, по словам Макрона, «американские платформы или китайские алгоритмы».

По последнему пункту у нас в стране вроде бы чуть полегче: сети Маска и Цукерберга заблокированы, китайской экспансии тоже не наблюдается, да и с Китаем мы дружим. В остальном ситуация примерно та же, плюс добавляется фактор целенаправленного воздействия на детей со стороны спецслужб как Украины, так и тех самых недружественных государств, которые так пекутся о своих собственных детях.

Вот, чтобы далеко не ходить, информация из свежей новостной ленты: в Архангельской области задержали 15-летнего шкета, который по заданию своего куратора подыскивал лиц для поджога объектов транспортной инфраструктуры. Излишне гадать, откуда взялся куратор в глухомани Онежского района. Конечно же, из соцсети. А не пускали бы шкета в интернет, глядишь, и не сломал бы он себе жизнь. К тому же дети – предмет повышенного внимания не только террористов, но и мошенников, и наркоторговцев, и доморощенных эпштейнов.

Радует, что люди в различных странах мира, в том числе и власть имущие, начинают осознавать, что интернет-зависимость в целом ничем не отличается от других признанных зависимостей, а стало быть, и закон к ней должен подходить сходным образом. У нас же есть возрастные ограничения на продажу алкоголя и табака. Есть даже возрастные ограничения на книги, хотя чтение как таковое мы всячески приветствуем.

В советских кинотеатрах на некоторые фильмы не пускали детей до 16. А для современного человека интернет заменил и кино, и казино, и телевидение, и газеты, и библиотеки. В нем, конечно, можно найти немало полезного, в том числе и детям. Но есть в нем и места, куда детям вход должен быть запрещен.

Начиная с рождения ребенок социализируется поэтапно. Сперва он узнает членов своей семьи, затем его круг общения расширяется до соседей по двору, одноклассников и учителей, в его жизни появляются кружки по интересам и так далее. И только потом человек становится готов к тому, чтобы открыться миру в целом.

Интернет-общение порождает перевернутую пирамиду социализации, которая грозит рухнуть, погребя под собой человеческую судьбу. Еще не научившись общаться с ближними, ребенок оказывается на виртуальной «улице», где его начинают обхаживать посторонние дяди. В результате в стране вырастает поколение интернет-беспризорников.

Пожалуй, надо внимательно изучить опыт стран, которые решили вернуть детей в реальный мир. Думаю, что соразмерные и действенные ограничения на допуск несовершеннолетних к интернет-общению необходимы нашей стране для того, чтобы не потерять свое место в будущем.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем