ok
Секрет фильма: как Сергей Герасимов создавал советский кинематограф
Фото © Валентин Мастюков / ТАСС

К 40-летию со дня кончины режиссера – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.

Сергей Аполлинариевич Герасимов родился в селе Кундравы Оренбургской губернии Российской империи в 1906 году в семье инженера-золотодобытчика, пятым ребенком.

Одним из самых сильных впечатлений детства, приведшим Герасимова к творческой деятельности, стало посещение оперы «Евгений Онегин» и драмы «Разбойники» в Екатеринбурге.

В 1923-м юный Герасимов переехал в Петроград, где поступил в Ленинградское художественное училище, желая стать художником. Но страсть к лицедейству привела бойкого юношу к дверям ФЭКС – «Фабрики эксцентрического актера», к режиссерам Григорию Козинцеву и Леониду Траубергу. Собственно, это и оказалось его входом в мир кино.

Сначала – маленькие роли. Гротесковые, яркие, острого графического рисунка. В дальнейшем ассистировал тогдашним мэтрам Козинцеву, Траубергу, Эрмлеру, Пудовкину и у них же снимался. И наконец перешел непосредственно к режиссуре. Его дебютом стал фильм «Двадцать два несчастья».

С 1930-го он был режиссером «Совкино» (впоследствии – «Ленфильм»), где непрерывно снимал. Тогда же на киноотделении ленинградского Института сценических искусств начал педагогическую деятельность, которую не прекращал до последних своих дней и о которой скажу чуть ниже подробнее.

Заявил о себе в первом своем звуковом фильме – «Семеро смелых». В этом же полнозвучном фильме вывел на экран воспитанников – актеров Петра Алейникова и Тамару Макарову.

Далее были фильмы «Комсомольск» и «Учитель», в которых уже названия говорят о социальной направленности произведений. Герасимов на протяжении всей своей творческой деятельности исповедовал стиль соцреализма, за что и получил посмертно в «святые» 90-е.

Особое место в фильмографии – у «Маскарада» 1941-го, созданного к столетию со дня смерти Михаила Лермонтова. В августе того же года был принят кандидатом в члены ВКП(б). Надеюсь, не надо объяснять, почему и зачем?

Да, Сергей Герасимов, имея старших братьев, воевавших за белых, пошел в коммунисты и с первых месяцев Великой Отечественной участвовал в создании боевого киносборника, трудился в политуправлении Ленинградского фронта. Потому что – война, а все остальные обстоятельства и претензии к власти не в счет.

В это время он снимал фильмы «Непобедимые» (1942-й, о ленинградцах на фронте и в тылу), «Большая земля» (1944-й, о жизни эвакуированного на Урал Кировского завода).

В том же 1944-м начал преподавать во ВГИКе, который ныне носит его имя. И первый актерский набор стал началом «конвейера звезд». В 1946-м был снят первый вариант «Молодой гвардии» по Александру Фадееву о подвиге комсомольцев-краснодонцев.

Сталинская премия – и тут же критика. Мол, недостаточно была представлена роль партийного руководства подпольем. Пришлось переснимать.

Переснял – второй вариант всех устроил. Это послужило поводом для посмертной критики – дескать, конформизм и угодничество режиму. Далее был Шолоховский «Тихий Дон», по сей день непревзойденный шедевр.

При жизни открыто критиковать Герасимова не решались, поскольку он был на самом номенклатурном пике в СССР: три Сталинские премии, одна Ленинская, Герой Соцтруда, народный артист, секретарь Союза кинематографистов…

По кухням при этом перешептывались, что режиссер и педагог, мол, тиран и деспот, заставлял актеров реально страдать и плакать. Но в памяти, что бы там ни неслось с кухонь и из перестроечной прессы, Герасимов навсегда останется как автор целой череды звездных биографий.

Вот лишь некоторые из них: Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Татьяна Лиознова, Клара Лучко. Можно этот список длить и длить и о каждом написать мегатонны слов и восклицаний. Они облик нашего кино, его гордость. Кто бы что ни говорил им всем вслед.

Светлая память титану и вечная слава созданному им и его коллегами советскому кинематографу!

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем