Аморальный ущерб: почему в Госдуме лишь сейчас задумались о защите учителей от травли
Фото © Донат Сорокин / ТАСС

О запоздалой реакции на наказание педагогов за публикации в соцсетях – обозреватель «Абзаца» Роман Носиков.

Педагогов в России слишком много. Учителя в России слишком много зарабатывают.

Но главное – они не в состоянии полностью отречься от себя ради наших прекрасных, умных, воспитанных, идеальных детей и продолжают жить непедагогической жизнью: отдыхать, иметь хобби, ездить в отпуск и загорать. И нагло сообщать нам об этом через социальные сети.

Наверное, примерно так думают люди из родительских чатов, которые истерично травят учителей и администрации школ, требуют расправ, увольнений не то что за малейшую провинность, а и вовсе безо всякой вины. Просто на основании своих высоких требований к чужой морали.

Не раз мы с вами уже наблюдали, как толпа добродетельных гражданок, убедивших друг друга в школьном чате в подавляющем моральном превосходстве над всеми остальными, линчует педагога за то, что себе не просто простила бы, а даже не назвала бы чем-то предосудительным.

Но учитель – это другое. Учитель – это человек, который обязан принести всего себя на алтарь их чад, их требований, их мнений. Учитель должен отречься от всего мирского ради того, чтобы его подпустили к бесценным Пашенькам и Галочкам.

Учителей увольняют за танцы, за посещение баров, за попытку купить бюстгальтер в магазине нижнего белья, за распитие пива в кафе, за подозрительную сексуальную ориентацию, за институтские шуточные видео.

И вот, наконец, из недр Государственной думы поступило предложение министру просвещения Кравцову запретить увольнения учителей без проведения специальной экспертизы:

«Министерству просвещения РФ предложено подготовить методические материалы в адрес региональных органов управления образованием и школ, содержащие правовые и этические ориентиры по оценке поведения педагогов в цифровом пространстве, а также с Министерством труда и соцзащиты РФ разработать совместную правовую позицию с целью нормативного закрепления критериев допустимого вмешательства работодателя в частную цифровую активность педагогических работников. <...> До урегулирования соответствующих вопросов на нормативном уровне предлагается рассмотреть возможность введения временного моратория на принятие решений об увольнении педагогов по основаниям, связанным исключительно с содержанием их публикаций в социальных сетях, без прохождения установленных процедур объективного рассмотрения и независимой экспертизы».

Очень хорошая инициатива.

Но есть нюанс.

Дело в том, что на нормативном уровне этот вопрос уже урегулирован Трудовым кодексом Российской Федерации, в котором отсутствуют такие основания для увольнения, как посты в соцсетях, танцы, бюстгальтеры и даже трусы. Даже фото в купальнике не может быть основанием для увольнения.

Пункт 8 статьи 81 ТК предполагает, что увольнение учителя или воспитателя возможно в случае «совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы».

Но у данного пункта нет никакого реального содержания. Нет никаких инструкций, методических рекомендаций, которые раскрывали бы понятие «аморальный поступок, несовместимый с педагогической работой».

Именно поэтому учителей не увольняли, а травили до тех пор, пока те не уволятся сами. И травили успешно.

А Министерство просвещения, которому сейчас делают такие замечательные предложения, просто тупо моргало и смотрело, как его сотрудников подвергают остракизму, даже не пытаясь ничего сделать.

В связи с этим мне кажется вполне обоснованным предположение, что менять нужно не столько нормативную базу, сколько отношение министерства к своим сотрудникам.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем