Вершина Холмса: как Василий Ливанов подарил нам другую Англию
Фото © «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Знакомство», режиссер Игорь Масленников / Kinopoisk.ru

К 90-летию народного артиста – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

Молодой актер простудился на съемках. Бывает. Тем более когда фильм о трудном походе через тайгу отчаянно увлеченных поиском алмазного месторождения по заданию Родины снимает мастер – Михаил Калатозов. Режиссер хотел, чтобы сцена была сыграна максимально натурально. Актер должен был перекрикивать снежную бурю в минус 40. Актер справился, но окончательно сорвал голос.

Василий Ливанов – исполнитель роли геолога Андрея – дебютант в кино, мог бы после этого навсегда покончить с актерской карьерой, но вышло иначе. Тогда, в 1959-м, на съемках он обрел свой неповторимый тембр.

Его голос стал жемчужиной советской мультипликации. Узнаваемый и неповторимый, он зазвучал в самых запоминающихся работах наших мультипликаторов. А Василий Борисович – сын народного артиста СССР Бориса Николаевича Ливанова, легенды советского МХАТа, лауреата Сталинской премии, человека восхитительной одаренности – ушел за кадр.

Стал голосом, подарившим характеры каноническим персонажам: Карлсону, крокодилу Гене, Бармалею, Удаву, измеряемому в попугаях, и другим. Все персонажи, озвученные им, становились главными героями. Его голосу подражали едва ли не чаще, чем голосу Высоцкого. Не актеры и не пародисты, а школьники, студенты, рабочие и интеллигенция. Его сорванный инструмент стал чистейшим камертоном характерных ролей.

Конечно, обладающий благородной эффектной внешностью артист Василий Ливанов играл в кино. Играл рыцарей, офицеров, даже царя – исполнил роль Николая I в картине Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Зритель, безусловно симпатизирующий декабристам в исполнении Баталова, Костолевского, Стриженова и сопереживающий самоотверженности их верных жен, отнюдь не возненавидел самодержца Николая Палкина, а завороженно следил за виртуозно созданным Ливановым образом.

Но мультипликация была для Ливанова родным и любимым домом. В качестве автора сценария он создал шедевр, навсегда наделивший сказку Братьев Гримм «Бременские музыканты» нашим русским характером. Практически сделал ее народной.

Англичанина Василий Ливанов впервые сыграл в фильме прославленного режиссера Сергея Бондарчука по заказу итало-американского продюсера Дино де Лаурентиса «Вотерлоо». Он появился в роли офицера из свиты герцога Веллингтона в исполнении американского актера Кристофера Пламмера. Шел 1970-й. Успех фильма «Война и мир» Бондарчука, прокатившийся по миру, заставил американских продюсеров серьезно отнестись к нашему эпическому кино.

Артист Василий Ливанов тогда и не подозревал, что даже Карлсон померкнет пред тем персонажем, которого он создал в 1979-м году в сотворчестве с режиссером Игорем Масленниковым и в партнерстве с замечательно трогательным британским военным доктором в исполнении Виталия Соломина.

«Шерлок Холмс и доктор Ватсон» – эпопея по мотивам рассказов Артура Конан Дойля, начавшаяся милым знакомством с героями английского детектива в русской – ленинградской тогда – версии, затмит и все прежние постановки, которые отечественный зритель видел, и сами рассказы, читанные и перечитанные поколениями. А образ Шерлока из этой серии фильмов станет единственно возможным – эталонным.

В образе Холмса Василий Борисович пробыл на экране до конца 80-х. До конца настоящего советского кинематографа. Образ настолько высокоранговый, художественно цельный, преисполненный благородства, изысканного юмора, интеллекта, воплощенный Ливановым, и невероятное обаяние самих картин, вовлекших в приключения английского сыщика самых ярких и знаменитых наших актеров и актрис, сделали для Конан Дойля больше, чем все многочисленные издания на множестве языков.

Увы, великолепие актерской игры Ливанова сделало несколько поколений наших зрителей неизлечимыми англоманами. Эту страсть сегодня приходится изживать, наблюдая за враждебностью британского правительства к нашей стране и нашему народу. Англомания как заболевание отступает. При этом у нас есть своя Англия – старая добрая, созданная талантом наших кинематографистов.

Не имеющая ничего общего с бездумной и нелепой возней сегодняшней и всегдашней хищнической политикой. Англия благородных джентльменов, идеальная и никогда не существовавшая утопия, в которой действует наш русский Холмс – Василий Борисович. Василийиваныч 1980-х – герой анекдотов и нашей культурной традиции. Таким он стал благодаря русскому потомственному актеру с пышным и заслуженным титулом лучшего Холмса в мире.

Василию Ливанову – 90. Его Холмсу – чуть больше 40. Он молод, бодр, его осанка так же пряма и аристократична. Его голос так же будоражит и завораживает. Его манеры благородны, а заслуги восхитительны и достойны высших творческих наград. Поколение воспитанных его героями салютует великому актеру, сценаристу и режиссеру, желая ему долгих лет!

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем