Великолепной – век: как Клара Лучко доказала, что красота никогда не исчезает
Фото © Денисов Роман / ТАСС

К 100-летию со дня рождения народной артистки – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

Прекрасная, великолепная, неувядающая – так говорили про Клару Степановну Лучко. Появившись на советских экранах в яркой комедии Ивана Пырьева «Кубанские казаки», она завладела вниманием зрителей всей страны. Высокая, стройная, с аристократическими чертами лица, она, 25-летняя начинающая актриса, немедленно заняла место среди любимых актеров.

До «Казаков» Клара Лучко уже снималась в паре фильмов, но там не была замечена – роли маленькие, скромные. А ее красота и талант требовали большего. И вот, случилось.

Успех был закреплен на правительственном уровне: Клара Лучко, как и Марина Ладынина, тогдашняя звезда самого высокого ранга, удостоились высшего признания – Сталинской премии.

Высокая планка, взятая с первой попытки, конечно, не могла обеспечить молодой артистке постоянный высокий уровень ролей. Но Клара не была слишком заносчивой и с признательностью принимала предложения режиссеров, звавших ее в свои картины.

За свою 50-летнюю карьеру в кино Клара Степановна сыграла и аристократок, и иностранок, крестьянок, жен и матерей. Были и исторические персоны. В 1970-м Лучко сыграла Евгению Богдановну Бош – пламенную большевичку, фактическую создательницу советской Украины – в многосерийной ленте Киностудии им. Довженко «Мир хижинам, война дворцам».

Фильм этот было бы полезно посмотреть и сегодня. Не из-за художественных особенностей, а потому что в нем достоверно отображена история. Конечно, сходство с прототипом красавица Лучко имела весьма условное, но артистичность и красота Клары Степановны придали образу большевички Бош канонические монументальные черты. Такова была творческая задача, поставленная перед актрисой, с которой она блестяще справилась.

Мне лично так дорог этот фильм, потому что в главной роли снялся мой родной дядя – тогда молодой выпускник Ленинградского театрального института.

Клара Лучко в юности в артистки вовсе не рвалась. Вмешался случай. Точнее, трагедия. Война. Клара с родителями должны были уехать из родной Полтавской области – эвакуироваться в Казахстан. Там в годы войны расположился и московский ВГИК.

Клара, не считавшая себя красавицей, а в школе и вовсе дразнимая завистницами Жирафом за свой высокий рост, попала в поле зрения вгиковского педагога Бориса Бибикова, который и помог ей поступить на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Выпустившись с ролью Ульяны Громовой в дипломном спектакле «Молодая гвардия», Клара Лучко рассчитывала на ту же роль в одноименном фильме своего мастера Сергея Герасимова. Однако Герасимов предложил ей только небольшую роль тетушки Марины. Ульяну блистательно сыграла Нонна Мордюкова. Клара опечалилась, но сыграв свою неподражаемую казачку Дашу Шелест, воспрянула. Впереди ее ждала блестящая карьера и любовь зрителя.

И действительно, роли в кино и Театре киноактера удавались, но чего-то не хватало. Чего-то важного, судьбоносного, неповторимого – настоящей любви, сравнимой с первым ярким чувством, испытанным зрителем к юной Лучко-Шелест. Такой любви пришлось ждать 30 долгих лет.

В 1980-м на экраны вышла мелодрама режиссера Александра Бланка по роману писателя Анатолия Калинина «Цыган», снятая на Одесской киностудии. Клара Степановна исполнила в ней две роли – два возраста своего персонажа: совсем молодой и взрослой, пережившей войну и долгое, томительное одиночество Клавдии Пухляковой.

История простой деревенской жительницы, встретившей в середине жизни свою любовь и судьбу, покорила зрителей всей страны. И пожалуй, никто, кроме Лучко в творческом тандеме с непрофессиональным молдавским актером Михаем Волонтиром, не смог бы так растопить сердца и заставить следить за перипетиями непростых отношений героев.

Роль Клавдии стала для Лучко едва ли не самой узнаваемой из всех ее работ.

А картина стала любимой для целого поколения зрительниц – самой отзывчивой и чуткой телеаудитории. Зрительницы требовали продолжения: они не могли расстаться с героями, ставшими им родными. Цыган Будулай и его возлюбленная Клавдия вернулись на экраны в 1985-м. Дилогия стала одним из самых успешных многосерийных телевизионных проектов СССР. Тогда слова «сиквел» еще не знали, но само явление зафиксировано было именно этим романом с продолжением.

«Неувядающая» – тогда это свойство красоты Клары Степановны Лучко и было закреплено за нею.

Сегодня Кларе Лучко – великолепной и неповторимой – исполнилось бы 100 лет. Ее героини живут, перешагнув столетие актрисы. Живут в теплых воспоминаниях зрителей, живут в популярной мелодии композитора Валерия Зубкова из «Цыгана», едва заслышав которую зритель представляет Клару-Клавдию, вышедшую к дороге и встречающую свою заблудившуюся позднюю любовь.

Она и он – ее долгожданный цыган – идут навстречу друг другу, и жизнь их длится даже дольше шекспировских близнецов Виолы и Себастьяна, сыгранных юной и прекрасной Кларой Лучко в блестящей комедии Яна Фрида в далеком 1955-м.

Потому что они – наши, потому что уже немолоды, потому что их чувство – последнее, а значит, вечное. Потому что красота не исчезает со временем, а живет. И ею переполняются сердца через годы, десятилетия, века.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем