Пошли на поправку: как изменения в конституции повысили ее роль в нашей жизни
Фото © Петр Ковалев / ТАСС

К пятой годовщине общероссийского голосования – обозреватель «Абзаца» Игорь Караулов.

© Абзац / Пошли на поправку: как изменения в конституции повысили ее роль в нашей жизни

Бывают эпохи, когда историческое время течет очень быстро. Например, в 1917 году оно бежало стремительно. Так, Владимир Ленин начал этот год никому не нужным эмигрантом, а закончил властителем огромной страны.

Мы живем в эпоху медленного времени. Его переход к неторопливому течению нередко фиксируется принятием конституции, задающей правила игры на долгий срок. Таковой была сталинская конституция 1936 года, которая подвела итог революционным переменам и продержалась четыре десятилетия. Таковой была и принятая в 1977 году брежневская конституция «развитого социализма».

В конце восьмидесятых и начале девяностых сначала советская, а затем, после ликвидации СССР, российская конституция из символа стабильности превратилась в предмет сиюминутного политического торга. Конец этому бардаку положил Борис Ельцин, утвердивший свою конституцию огнем и мечом и «на тоненького» протащивший ее через референдум.

По этой Конституции РФ 1993 года мы до сих пор и живем. В нее встроен довольно сложный механизм внесения изменений, однако от конституционной чехарды нас уберегает не только это, но и нехорошие воспоминания об «эпохе перемен», в которую не советовали жить древние китайцы.

Период правления Владимира Путина оказался настолько долгим и значимым, что вроде бы требовал создания новой, путинской конституции, закрепляющей тот порядок, который можно было бы назвать «динамичной стабильностью». Однако наш президент настолько бережно относится к основному закону, что решил, когда настало подходящее время, обойтись отдельными, хотя и важными поправками. За них-то граждане и голосовали ровно пять лет назад, 1 июля 2020 года.

Это не была рутинная процедура. Во-первых, для утверждения поправок было организовано специальное «общероссийское голосование» (не референдум, поскольку не требовалось явки свыше 50%). Во-вторых, пока поправки готовились, разразилась ковидная эпидемия и голосование, которое предполагалось провести 22 апреля, перенесли на два с лишним месяца. Тем не менее поправки были поддержаны абсолютным большинством граждан: из 68% проголосовавших – 78% за.

Есть мнение, что главным изменением в конституции было «обнуление» счета президентских сроков, которое позволило Владимиру Путину быть избранным на верховный пост в государстве в 2024 году и теоретически позволит сделать это еще раз в 2030-м. Учитывая авторитет президента, это изменение спасло Россию в сложный период СВО от надуманного поиска преемников.

Однако были приняты и поправки куда более фундаментального характера. Они утверждают веру в Бога как основу нашего исторического наследия, государствообразующий статус русского народа и семью как союз мужчины и женщины.

Именно эти поправки легли в основу российских традиционных ценностей, с которыми сегодня мы сверяемся и при осмыслении жизни нашего общества, и при прокладке маршрутов в будущее. И это очень важный момент, поскольку принятые пять лет назад поправки не только изменили кое-что в конституции, но и изменили наше отношение к конституции.

Прежде много говорилось о том, что нормы конституции декларативны по своей сути, не имеют прямого действия и ничего большего от них ожидать не приходится. Нормы о Боге, народе и семье обросли реальным содержанием и стали серьезной моральной силой. Более того, в сочетании с прочими традиционными ценностями они создали почву для общественного согласия между левыми и правыми, между русскими и остальными народами России.

Революционным, хотя и давно назревшим, было и утверждение в конституции приоритета российского закона по отношению к международному праву. Без этого нашу страну нельзя было назвать в полной мере независимой державой.

Думаю, что сегодня рано говорить о том, каких поправок в конституции нам не хватает. Хотя материал для размышления здесь накапливается. Возможно, после успешного завершения специальной военной операции нам захочется закрепить в основном законе то, что было нами пережито и осознано в эти годы. И тогда появится новый документ, который мы назовем «Конституция Победы». Главное – чтобы Победа была.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем