Лагерь – пионер: как «Артек» стал обличением для Украины и славой для России

К 100-летию знаменитого детского центра – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
В вековой истории «Артека» запечатлелись разные периоды, совпавшие с испытаниями, радостью, гордостью, достижениями, прорывами нашей страны.
Образованный на третий год основания СССР как палаточный лагерь для восстановления здоровья детей, больных туберкулезом, «Артек» быстро набирал мускулы, становясь центром притяжения юношества со всей страны и из-за рубежа.
Уже в 1920-е туда пригласили «детей Германии» – тех самых, страдающих от экономических потрясений Веймарской республики, с которой у СССР еще с начала того десятилетия сложились отношения, разрушенные полностью с приходом к власти Гитлера по инициативе нацистов.
В 1930-х лагерь принял эвакуированных из охваченной гражданской войной Испании. В начале 1940-х война и оккупация немцами Крыма заставила сам лагерь эвакуироваться в Сталинград, а с приближением захватчиков к городу – за Волгу.
«Артек» вернулся к родным пенатам сразу после освобождения полуострова – в начале 1944-го. Развернулись масштабные работы по восстановлению. Первые пионеры того исторического сезона приняли участие в Ялтинской конференции.
С того времени и до конца 1980-х «Артек» рос усилиями всего Союза. Грандиозный комплекс из нескольких лагерей занимал гигантскую площадь. Слава его распространилась далеко за границы страны и даже континента. В «Артек» стремились попасть школьники не только Союза и соцстран, но и Западной Европы, США, Канады, Австралии.
Уникальный проект включал в себя помимо комфортабельных корпусов концертные и спортивные залы, бассейны, стадионы. Все это содержалось в наилучшем порядке: коммуникации, энергоснабжение, управление. Высшая точка развития социальной сферы в области образования, здравоохранения, детско-юношеского воспитания.
Там работал целый штат переводчиков с десятков языков Земли. Посещение «Артека» знаменитостями и лидерами дружественных стран стало постоянной традицией…
Но все изменилось в начале 1990-х, когда Крым и «Артек» перешли во владение Украины, отделившейся в государство. Упадок, которого жемчужина страны не знала даже в самые сложные годы, обрушился на всесоюзный детский центр.
За годы украинского владычества к полному износу пришли почти все строения и коммуникации. Появилась серьезная угроза аварий. По сути, лагерь стал непригоден для посещения детьми не только в качестве вознаграждения за отличную учебу и общественные достижения, но и просто для того, чтобы спокойно, сытно и весело провести летние каникулы.
Изменился и образовательный подход, а вместе с ним и статус «Артека». Из интернационального он превратился в узко национальный, если не сказать националистический. Программы обучения включали в себя исключительно украинско-незалежный контент, сворачивающий воспитание поколений девяностых-нулевых к вдалбливанию лживых и смехотворных идей об украинском превосходстве над всеми другими народами.
Политика одурманивания юношества проводилась по лекалам ультраправых брошюр с обязательным принижением прежних хозяев лагеря – советских детей и их родителей. То есть всего, что составляло действительно всемирную славу лагеря.
Вернувшийся в родную гавань «Артек», как и весь Крым, выглядел потасканным, облупившимся, униженным и загаженным националистическими листками.
За несколько первых лет Россия вложила в восстановление лагеря миллиарды рублей, а также усилия, труд, интеллект, вкус тысяч и тысяч людей. Восстановлению подлежали тысячи метров труб, кабелей, дорог, сотня тысяч квадратных метров сооружений.
Но на том Россия не остановилась – взялась модернизировать и строить новое. Стадион, концертный комплекс, новые корпуса, прокладывать дороги по новым маршрутам.
За пять лет возвращенный детям «Артек» принял 100 000 человек – и продолжает свое большое дело. Он стал не только здравницей-житницей, но и кузницей. Кузницей новых – образованных, воспитанных, интеллектуально развитых – кадров.
Под свое крыло «Артек» взяла Нацгвардия. Охрана при таком беспокойном соседстве, какое представляет собой взбесившийся режим выскочек-однодневок, захвативший власть в Киеве, – вещь немаловажная.
«Артек», как и весь наш Крым, вызывает у киевских негодяев жгучую ненависть. Сам же лагерь живет будущим: новыми достижениями, прорывными решениями, современными технологиями, устремлениями в новое время, где не будет места узколобым националистическим выходкам, мстительности, злобе, пустому балабольству, усеянному бранью и клеветой.
Место «Артека» – особенное. Его важность бесспорна. Его история подтверждает ценность этого места и самой идеи детского центра.
100 лет для него – это вторая молодость. Даже юность! Вечная и неувядающая. Напитанная нашей любовью к нему и хранящая несметные сокровища воспоминаний его воспитанников и тех, кто стремился к нему во все эти годы, пополняемые ежедневно новыми впечатлениями и чувствами тех, кто сегодня его посещает или пока только мечтает о нем.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.