Марка культура: почему творчество Твена актуально до сих пор
Фото © Wikipedia

К 115-летию со дня смерти классика – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

Звучный морской псевдоним Марк Твен Сэмюэль Клеменс избрал для своей работы в газете, когда служил на пароходе, перемалывающем воды Миссисипи своими нелепыми колёсами. И до начала карьеры в художественной литературе зарабатывал заметками и очерками. Предприимчивый трудяга с острым взглядом, осваивающий разные профессии, любознательный и пытливый к науке и технике, он определился окончательно как автор насмешливых сатирических романов о жизни и её причудливых поворотах, с глубоким знанием истории и фантастическим предвидением.

Марк Твен – писатель американский. Даже, пожалуй, самый американский из всех. И это дало ему право потешаться над местным характером – энергичностью и простотой. И наибольшее признание он получил именно на родине и, как ни странно, в России.

«Простаки за границей» – так назывался сборник путевых очерков о путешествующих по Европе и Ближнему Востоку американцах, в котором Твен выпросил себе место в редакции, где служил. И первой остановкой океанского судна стал российский Крым, Севастополь. Под впечатлением от полуострова и зашевелился его писательский талант, а сборник стал невероятно популярен. Долгое время Твена воспринимали именно как автора «Простаков». Однако подлинным прорывом в литературу стали приключения юных друзей на реке Миссисипи, которую Твен знал как свои пять пальцев. Город, в котором он жил в детстве, Ганнибал, стал ареной для проказ нахальных и таких симпатичных мальчишек – Тома и Гека. Книга эта стала обязательной для российских и советских детей.

В них маленькие американцы воплотили особый качественный дух, такой привлекательный для нашего читателя. Испытывая себя на прочность, они влипают в истории и выходят победителями, применяя приёмы русского сказочного архетипа: находчивость, дерзость, упорство. Подтверждением того, что Твен для русского менталитета и образа действий является живописателем очень близкой нам и понятной картины, служат многочисленные переиздания и, конечно, кино. Он в нашей стране экранизировался едва ли не чаще, чем в родных Штатах. Третья картина, после двух американских лент 1930-го и 1931-го о Томе Сойере, если не считать немую 1920-го, которая, конечно, не могла передать всё богатство литературных образов, вышла в СССР в далёком 1936 году. Снималась к 100-му юбилею Твена на Киевской студии.

В тяжёлом, совсем не детском, военном 1943-м была закончена работа над фильмом «Том Кенти» по произведению «Принц и нищий». Вторая в мире экранизация этой весёлой повести о мальчишке, занявшем на время трон Англии вместо юного Эдуарда VI. Советский фильм поставила супружеская пара Эраста Гарина и Хеси Локшиной, сценарий написал Николай Эрдман, а обе роли подростков – Тома со Двора Объедков и Эдуарда – короля-сироты, сыграла знаменитая актриса-травести Ленинградского театра комедии Мария Барабанова.

Далее кинематограф отчего-то отвлёкся от Твена. В течение 30 лет только раз обратились к его наследию: знаменитая комедия с Грегори Пеком в роли незадачливого американца, ставшего игрушкой в пари между саркастичными лондонскими лордами, была снята в Англии в 1954-м скорее как исключение.

Но в 1970-х к произведениям Твена вернулись с новым интересом. В СССР одна за другой в течение десятилетия вышли сразу полдюжины советских и американских фильмов. Ноздря в ноздрю, обгоняя друг друга, наши и не наши делали ленты одну лучше другой. Наши были первыми в возвращении Твена на экран. Ленфильмовский «Принц и нищий» в постановке Вадима Гаузнера с участием блистательных артистов Олега Борисова, Ивана Краско, Марины Неёловой, Анатолия Солоницына, музыку к которому написал гениальный Олег Каравайчук, возможно, лучшее художественное прочтение Твена, а не просто адаптация.

Следом выходит «Совсем пропащий» одного из ведущих советских комедиографов Георгия Данелии, написавшего сценарий в соавторстве с не менее ироничной, чем он сам и чем сам Твен, Викторией Токаревой. Тома Сойера сыграл Роман Мадянов, а его партнёрами по площадке стали гениальные Евгений Леонов, Владимир Басов и тогда ещё бывший в уме и славе, которую он потом разменял на старческое брюзжание и услужливое потакание западным владыкам, от которых не получил ровным счётом ничего, Вахтанг Кикабидзе.

Наступая на пятки Советам, американцы сняли «Тома» с будущей кинозвездой Джоди Фостер в роли Бэкки Тэтчер. Вызов приняли канадцы, сняв свою версию приключений рыжего озорника. Мы ответили крупным калибром – новые приключения Тома поставил Станислав Говорухин. В роли Тома – главный киномальчик десятилетия Федя Стуков. Такой козырь побить было сложно. Но мы добавили комбинацию флеш-рояль – сняли мультфильм на творческом объединении «Экран» «Укрощение велосипеда» по одноимённому произведению с голосом Зиновия Гердта. Как тебе такое, Марк Твен?!

Победный счёт закрепил режиссёр всеми обожаемого «Шерлока Холмса» и культовой мелодрамы «Зимняя вишня» Игорь Масленников, сняв «Филиппа Траума» – двухсерийный телефильм по «Таинственному незнакомцу» Твена. А в 1988-м и вовсе обошли всех: по заказу Госкино на Киностудии им. Довженко режиссёр Виктор Гресь снял фильм по «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»! В ролях – элита советского кино: Александр Кайдановский, Евгений Евстигнеев, Анастасия Вертинская, Альберт Филозов и другие.

Дальнейшие аниме и попытки Metro-Goldwyn покрыть наши козыри можно не считать – реванш не удался. Твен стал поистине нашим писателем.

Но в новом отечественном кино ему внимания не уделяют. Увлеклись Стругацкими. Потратили на их страдающее Средневековье бюджеты и время. Да превратили богатырей во франшизу, где уже и не знают, чем их занять. А стоило бы ухватиться за любимого автора нескольких поколений – сюжеты-то богатые! И тоже русские, по-своему богатырские. Да и с путешествиями, что по Миссисипи, что во времени, идею которого Твен, говорят, обрёл в беседах со своим закадычным приятелем Николой Тесла, справляемся вроде. Ездили – знаем.

Прокатимся с ветерком, если возьмёмся. Да и старика Твена прихватим в дорогу. Он ведь кое-что понимает, если написал такие залихватские рассказы о нас: о Томе Сойере и Геке Финне, Томе Кенти и принце с Рублёвки…

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем