Кукол по поведению: что рассказал нам своей жизнью Александр Птушко

К 125-летию режиссёра – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Крестьянский сын из Донбасса, родившийся на исходе XIX века, подобно героям былин, которые прославили его и которых он прославил, стал отцом-основателем, первооткрывателем, великим творцом века ХХ, увлечённо играя в куклы. Точнее, куклы его стали играть, как люди и даже лучше людей.
Александр Птушко начал трудовой путь в 19 лет. И сразу с ответственной должности – был назначен директором школы.
В дальнейшем, пройдя большой жизненный путь, чем бы он ни занимался, какие бы посты ни занимал, он посвятил себя преподаванию – взращиванию талантов, передаче своего опыта и умений следующим поколениям. И это стало делом его жизни.
Весь мир знает его как режиссёра-постановщика художественных фильмов. Фильмов-сказок, фильмов-былин. Фильмов, где человеческое и волшебное сплетено в единое полотно. В его случае – филигранно. Без видимых швов и врезок. Таков был его метод сводить магию невозможного с миром земным.
Его «Илья Муромец», «Садко», «Сказка о потерянном времени» отмечены множеством призов, признанием зрителя, исследовательским интересом профессионалов.
Первой заметной работой Птушко был фильм «Новый Гулливер», где он задействовал целую армию кукол. Более полутора тысяч кукольных персонажей играли в фильме вместе с живым актёром. Были его полноправными партнёрами.
Фильм восприняли как сатиру на надвигающуюся фашистскую идеологию, охватившую Европу и Запад в середине 30-х. Сам Птушко отрицал «фигу в кармане», защищая своих кукольных персонажей от легко наклеиваемых ярлыков. Для него это была художественная задача, неисполнимая другими, решение которой он нашёл. Изобрёл.
Народные сказки, былины, пушкинская «Руслан и Людмила», вышедшие в 1950-х, стали настоящим переворотом в кинематографе. Не только отечественном, но и мировом.
Уолт Дисней предлагал Птушко персональную студию. Но сын Донбасса даже не обратил внимания на это предложение. «Я работаю в России», – только и ответил он.
И он работал. В Москве, в эвакуации во время войны. Работал и преподавал. Создавал невероятное и отдавал в руки учеников свои открытия.
Фильмы Птушко воспитали не только профессионалов, но и несколько поколений зрителей. Так талантливо и мудро сводил он воедино небывалое и присущее всем.
Былинные и сказочные персонажи – Муромец, Буратино, Вий – стали героями нашей жизни благодаря тому, что он вложил в них свой дух, свой талант и своё намерение расширить границы нашей реальности.
Сейчас мы снова видим, как обращаются наши кинематографисты к былинным героям, открытым нам гением Птушко. К их услугам компьютерная графика и цифровые камеры, цветокоррекция и саунд-дизайн.
Не секрет, что создатели современных картин прибегают даже к искусственному интеллекту, совершая таким образом подлог в творчестве, подсовывая зрителю уже не божественный дар таланта, а эрзац, собранный из нулей и единиц.
Комбинированные съёмки Птушко на фоне этой радужной вакханалии смотрятся уже не так объёмно, наивно, несовершенно. Но художественно они намного превосходят фантазию нынешних создателей заведомых блокбастеров.
Техника опередила сознание современных авторов на столько, на сколько гений Птушко предвосхитил новые направления в киноискусстве в своё непростое время – время, когда всё было ново. Когда перемены выстраивали люди своим трудом, мужеством и талантом, не полагаясь на алгоритмы.
Не измельчали бы богатыри земли Русской в пикселях. Не сократилась бы силушка богатырская до аттракциона в парке развлечений. Не сгинуть бы ей в пасти дракона о трёх головах, по выражению Жеглова, – корысти, зависти, жадности.
Ведь герой движет горы, бьётся со злом и поворачивает реки не ради развлечений и кассы, а во имя счастья народа и человечества. Как Александр Птушко, крестьянский сын, победитель трёхглавого змея.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.