Мир между прошлым и будущим: какой ультиматум Путин поставил Западу и Украине

О ночном выступлении российского лидера – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Все знают, что Владимир Путин – мастер неожиданных политических ходов и заявлений, способных в один миг изменить повестку дня. Именно такое заявление, после которого мир уже не может быть прежним, прозвучало сегодня ночью.
В чём заключается одна из самых значительным проблем любых переговоров об урегулировании ситуации на Украине? Это всем известно: в том, что там на данный момент нет легитимного лидера.
Даже если считать, что Владимир Зеленский был в 2019 году законно избран президентом, его полномочия истекли. Новые выборы не назначены. Власть его нелегитимна, фактически он просто узурпатор, военный диктатор. О чём можно договариваться с ним и его подельниками? Ни о чём, так как ничем не гарантирована не только их политическая позиция, но и сам факт пребывания у власти. Слететь могут в любой момент, и в любой же момент новая украинская власть может сказать, что подписанные Зеленским договоры и указы не имеют законной силы.
Означает ли это, что для переговоров с участием Украины создано непреодолимое препятствие? Вот в чём вопрос. Владимир Путин считает, что нет. Он допускает «введение временного управления на Украине», которое позволит провести там демократические выборы и привести к власти дееспособное правительство: «Такую идею можно было бы обсудить под эгидой ООН вместе с США, странами Европы и партнёрами России».
Не знаю, что скажут по этому поводу профессиональные дипломаты, а я считаю, предложение нашего президента решает сразу все вопросы урегулирования, начиная с главного. Временное внешнее правительство Украины совершенно точно не захочет и не сможет продолжать воевать с Россией. А вот создать условия для мирного договора с ней – вполне.
«Россия выступает за решение украинского конфликта мирными средствами, но больше не будет допускать ошибок, основанных на излишнем доверии к так называемым партнёрам», – отметил Владимир Путин.
Принять российские условия и выполнить их «партнёры» могут, только если у них не будет другого выхода. Что ж, именно этой цели служит вторая часть заявления российского президента.
«Я ещё недавно говорил, что мы их дожмём, но есть основания полагать, что мы их добьём», – сказал Владимир Путин офицерам российского флота. Сказал офицерам, а услышал весь Запад: либо договариваться с Россией сейчас, когда ещё есть о чём торговаться, либо наблюдать, как то, что останется от украинского режима, согласится на безоговорочную капитуляцию. Другого выбора нет.
Политологи Путина уже услышали и отметили: он не угрожает сворачиванием мирных переговоров, он ведёт переговоры в стиле «мир через силу». И Трамп Путина очень хорошо понимает. Он и сам разговаривает с Украиной и Европой ровно так же, когда каждое следующее предложение жёстче предыдущего.
Взять хотя бы проект договора с Украиной о разработке полезных ископаемых. Times характеризует последнее предложение Трампа как «ошеломляющую эскалацию». Но эта эскалация совершенно оправданна, если услышать американскую дипломатию: или будет по-нашему, или мы не станем договариваться с Россией и вас просто принудят к капитуляции.
Выступление Владимира Путина в ночь на 28 марта останется в истории как ультиматум Западу и Украине. Посмотрим, хватит ли той стороне мужества его принять.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.