Жест как он есть: что подаренный Путиным Трампу портрет говорит о величии России
Фото © Pablo Martinez Monsivais / AP / ТАСС

О забытой традиции – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

Специальный представитель президента США Стив Уиткофф в недавнем интервью рассказал: лидер России передал с ним подарок для американского коллеги. Портрет, специально написанный «ведущим русским художником». Кроме того, по словам Уиткоффа, когда Трамп был ранен в результате покушения, Путин молился за него, причём не как за президента или в тот момент будущего президента, а как за своего друга.

Реакция на этот рассказ всех ненавистников России, включая эмигрантов внешних и внутренних, была настолько предсказуемой, что её и описывать неинтересно. Разве что стоит отметить: все эти люди – сознательные воинствующие атеисты. Они ненавидят веру в Бога и тех, кто верит в Бога, гораздо сильнее, чем любят свою «демократию» и «ценности». Стоит сказать им про молитву – как их внутренних бесов явственно корёжит. Не столь важно, о чьей вере и молитве идёт речь. Пепельный крест на лбу католика Рубио вызвал совершенно ту же реакцию, что и рассказ о молитве президента России.

Однако рассказ Уиткоффа интересен не только тем, что позлил «демократов» всех мастей. Жест Владимира Путина имеет глубокий смысл. За ним стоит важная и многими забытая историческая традиция.

Смотрите, правитель России, самодержец, молится за правителя (в тот момент будущего) великой враждебной державы. Он молится «как за своего друга», то есть неформально, искренне. Он желает выразить чужеземному правителю свою симпатию и сочувствие и с этой целью отправляет ему его же портрет. На ум приходит множество исторических аналогий. Великие правители России так уже поступали.

Летом 1945 года Иосиф Сталин и Гарри Трумэн обменялись своими портретами с тёплыми надписями. Переписка по этому поводу опубликована в 50-х годах прошлого века. Понятно, что правители великих держав (в тот момент ещё союзники) прекрасно знали, кто из них как выглядит. Но обмен портретами был понятным обоим жестом симпатии, внимания, глубокого взаимного уважения.

В XX веке так было уже не очень принято. А вот раньше, например в XVIII веке, никто в цивилизованном мире, в том числе и в России, не счёл бы странным, что русский царь дарит портрет иностранному правителю, вероятному союзнику. Это был нормальный дипломатический жест, нормальное выражение приязни, знак внимания.

Что сделал Владимир Путин, отправив Тампу в подарок его портрет без особого повода, просто в процессе переговоров с его представителем? С одной стороны, ясно дал понять, что ход переговоров его полностью устраивает.

С другой стороны (и это гораздо важнее), обозначил возвращение России к традиции. Россия сегодня – та же самая, что и века назад, та же самая, что в середине XX века. Та же, что во времена своего величия, и действовать на международной арене будет так же.

Это означает, что Россия не намерена нарушать взятых на себя обязательств и не позволит этого своим партнёрам. Что она имеет право определять порядок международных отношений, в том числе и ход важнейших переговоров.

Россия вновь, как в годы свои величайших побед, – страна, которая «определяет имена вещей».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем