Ничего личного, только бренд: о чём на самом деле было интервью Павла Дурова
Интервью основателя соцсетей «ВКонтакте» и «Телеграм» Павла Дурова американскому журналисту Такеру Карлсону уже посмотрело огромное число людей. Многих зрителей покорили свобода и идейность предпринимателя, из-за которых он вынужден всю жизнь уворачиваться от спецслужб и мировых правительств. Однако мало кто понимает, что такой образ – это не более чем качественно выстроенный личный бренд.
Второй после Путина
Конечно, разговор Дурова и Карлсона не разойдётся так же широко, как интервью с Владимиром Путиным, однако интерес к нему тоже проявляется значительный. Виной тому – нелюбовь основателя «ВКонтакте» и «Телеграма» к публичности. Он не давал интервью более десяти лет и лишь изредка публикует фотографии: в основном это кубики на животе и процедуры закаливания.
Но кто такой Павел Дуров в действительности?
За 59 минут интервью Дуров рассказал о своих достижениях в школе, брате – гении программирования, скитаниях по всему миру в попытках увернуться от спецслужб и правительств, которые хотят его контролировать, а также о технологических гигантах Apple и Google, которым больше других не по душе его независимость
Отдельное удовольствие – наблюдать за лицом Такера Карлсона, когда один из богатейших людей на планете Павел Дуров ($15,5 млрд) рассказывает о том, что у него ничего нет, поскольку материальные блага ему чужды, а по-настоящему он ценит в жизни идею и свободу.
«У меня на банковском счёте или в биткоинах уже десять лет лежит несколько сотен миллионов долларов. И я ничего с ними не делаю. У меня нет ни недвижимости, ни самолётов, ни яхт, ни земли. Ничего», – заявил в интервью предприниматель.
Дуров рассказал, что ему неинтересно выбирать, какими будут стулья в его доме: кожаными или бархатными. Он предпочитает потратить время на решения, которые повлияют на общение миллиарда людей.
Павел Дуров не хочет выходить на IPO и делать «Телеграм» публичной компанией, он не стремится заработать на продаже долей и предпочитает единолично владеть своим бизнесом. В разговоре с Карлсоном он заявил, что у него даже нет отдела кадров, коллектив крохотный, а он – единственный менеджер по продукту.
Одним словом, гений…
Личный бренд решает
Дурова действительно можно назвать гением, но преимущественно в образцовом построении личного бренда. Впрочем, референс хорошо узнаваем – это основатель Apple Стив Джобс в его любимой чёрной водолазке.
«Если рассматривать Павла Дурова относительно построения личного бренда, то это независимость, импульсивность, дерзость, а также креативность и нестандартные решения. Мы помним его пиар-кампании – например, как он выбрасывал деньги из окна. Неоднозначно, но ярко. Предприниматель вроде как не интересуется деньгами, но при этом зарабатывает огромные суммы», – рассказала «Абзацу» журналист, эксперт по построению личного бренда Светлана Ключкина.
В интервью нам показали то, что хотели показать, а мы увидели то, что хотели увидеть. Не более. Зарождённая в Скандинавии философия умеренности, именуемая «лагом», хорошо продаётся широкой аудитории.
«Павел Дуров изначально бьёт на то, что он независим, что он за свободу слова и так далее. Это образ, который позволяет извлекать выгоды и привлекать аудиторию. Он владеет коммерческой структурой, которая финансируется неким государством, потому что своих денег в таком объёме у Дурова нет, а связи с этим государством активно скрываются», – пояснил в беседе с «Абзацем» ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.
«Некому государству» выгодно иметь популярную соцсеть, а основателю этой соцсети выгодно разорвать все видимые связи с «неким государством». Особенно сейчас, в условиях горячей фазы информационной войны.
Ставка на независимость и непредвзятость – преимущество в условиях, когда правительство США использует в том числе судебный ресурс для того, чтобы загнать своих технологических гигантов под колпак. Все об этом прекрасно знают, как и о том, что Apple и Google используются для слежки. Дуров так не хочет. Он рассказывает Карлсону – а через него и широкой западной аудитории – о том, что вынужден был бежать из США после того, как его и его сотрудников пытались завербовать американские спецслужбы.
Вот и выходит, что единственная свободная соцсеть в мире, которая ни от кого не зависит, – это «Телеграм». А создал её гениальный парень и его брат, которые горят идеей благополучия всего человечества.
Хорошо, Павел. Мы всё поняли. Пусть так и остаётся…