Всё идёт по плану: Россия прощается с рыночной экономикой?
Президент России Владимир Путин озвучил новую парадигму строительства государства, экономики и общества. Это настоящая стратегия государственного развития до 2030 года. Эксперты тут же стали проводить аналогию с действиями Ставки верховного главнокомандующего, когда в 1943-1944 годах, не дожидаясь Победы, стали активно запускаться различные программы. Можно ли на основании этого сходства говорить, что экономика России вновь станет плановой?
Рыночек больше не «порешает»?
Если бы в 90-е годы знали о таком явлении, как мем, то фраза «рыночек порешает» была бы как раз мемной. Её автор – экономический реформатор Егор Гайдар, который исповедовал религию о свободном рынке. Благодаря ему цены на розничные товары в постсоветской России освободили от государственного контроля. Люди пришли в магазины – и ахнули.
И вот, спустя 30 лет, государство вновь хочет вмешаться в вопрос ценообразования. Этим всерьёз озабочено Правительство. Вице-премьер Андрей Белоусов поручил Федеральной антимонопольной службе (ФАС) разработать методику оценки обоснованности повышения стоимости товаров и услуг: есть ли на то экономические причины или бизнес просто решил «набить карманы».
Модель, которая легла в основу законопроекта, уже готова. Согласно документу, цена товара признается экономически необоснованной, если в течение 60 дней она выросла более чем на 5% от величины индекса потребительских цен (декабрь к декабрю). При этом повышение цен не обусловлено следующими экономическими факторами:
- существенное изменение спроса или предложения товара (например, ажиотаж вокруг гречки и спичек в 2022 году или туалетной бумаги в 2020 году),
- регулирование тарифов, цен на сырье и комплектующие,
- сезонный фактор.
Рост цен могут признать несправедливым, если расходы на производство и реализацию товара не изменились, однако на полке магазина он подорожал. Компании, уличённые в необоснованном росте цен, предлагается штрафовать.
Вносятся в Госдуму и другие прорывные для нашего времени идеи. Например, законопроект о «российской полке», согласно которому сети должны отдавать приоритет на полках отечественным товарам. Это касается и интернет-магазинов: продукцию российского производства предлагается размещать на первых строчках в выдаче.
Россия – социальное государство
В послании Федеральному собранию Президент России Владимир Путин дал поручения, которые суммарно оцениваются на 17 трлн рублей. В числе прочего деньги планируется направить на следующие приоритетные направления:
- поддержка семей с детьми (продление программ семейной ипотеки и маткапитала до 2030 года, увеличение налоговых вычетов на детей, 75 млрд рублей субсидий регионам с низкими показателями рождаемости и др.),
- ЖКХ (4,5 трлн рублей на модернизацию ЖКХ, запуск новой программы расселения аварийного жилья, расширение программы социальной газификации и др.),
- образование (повышение зарплат преподавателей фундаментальных дисциплин, доплата 5 тыс. рублей для советников директоров по воспитательной части, увеличение выплат за классное руководство в техникумах до 10 тыс. рублей, 120 млрд рублей на переоснащение техникумов и колледжей и др.).
По словам Путина, проблема бедности затрагивает более 9% населения России. Президент поставил задачу к 2030 году добиться уровня ниже 7%. Это планируется осуществить в том числе через повышение уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ). К 2030 году он должен увеличиться до 35 тыс. рублей (сейчас – 19 242 рублей).
Операция «деприватизация»
Февраль показал, что государство всерьёз решило переиграть итоги приватизации 1990-х. За вопрос взялась ни много ни мало Генпрокуратура. Ведомство через суд оспаривает законность передачи госсобственности в частные руки. Под раздачу уже попали:
- ЧЭМК (Кузнецкий и Серовский заводы ферросплавов, Челябинский электрометаллургический комбинат),
- энергетическая компания ТГК-2,
- Ивановский завод тяжёлого станкостроения,
- Сибирская энергетическая компания,
- Соликамский магниевый завод и др.
Профучастники рынка разделились на два лагеря. Одни ссылаются на неприкосновенность частной собственности, другие указывают на то, что приватизация 1990-х происходила с огромным количеством нарушений – от подделки документов до элементарного рейдерского захвата.
Лавирование между рынком и планом
Последние изменения в стране (регулирование цен, деприватизация, увеличение социальных обязательств) подняли новую волну обсуждения о возрождении в России плановой экономики.
Напомним, в чём отличия:
Плановая экономика – система, в которой ценообразование, распределение ресурсов, деловая активность и другие процессы имеют плановый характер.
Рыночная экономика – система, при которой процессы определяются балансом спроса и предложения (то самое гайдаровское «рыночек порешает»).
Один из приоритетов плановой экономики – удовлетворение потребностей страны за счёт собственной продукции, а не импорта товаров. В условиях войны с Западом многие эксперты считают такой подход рациональным.
В СССР он помог:
- нарастить выпуск продукции для ОПК в Великую Отечественную войну,
- быстро провести индустриализацию экономики и нарастить производство товаров гражданского назначения,
- восстановить разрушенное хозяйство и занять в послевоенные годы одно из лидирующих мест в мире.
«Мы действительно двигаемся в направлении большего регулирования со стороны государства. Не просто отдельные предприятий, а целые отрасли должны находиться под государственным контролем. Это относится не только к ВПК, но также, например, к жилищно-коммунальной сфере. Службы ЖКХ не работали эффективно и пришли в упадок. Энергетика тоже должна быть под контролем государства. Важно поддержать непосредственно производственный сектор: от лекарственного обеспечения до технического обеспечения соцобъектов», – рассказала «Абзацу» профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ Наталья Ерёмина.
Утверждение, что плановая экономика – это отличительная черта СССР, – не более чем миф. Во время Второй мировой войны экономики всех стран, участвующих в конфликте, были преобразованы в плановые – где-то полностью, где-то частично. Например, в рыночной к началу Второй мировой войны Великобритании к окончанию войны были национализированы целые отрасли.
«Усиление государственного контроля характерно не только для России. Но для России это наиболее важно с учётом протяжённости страны. Должны быть не только региональные, но и общефедеральные задачи. Если ссылаться на опросы общественного мнения, [то можно утверждать, что] общество поддерживает контроль государства над стратегическими отраслями», – отмечает эксперт.
Переходим на «шестилетку»
Ерёмина добавила, что экономические планы требуют привязки к бюджетным циклам. Горизонт планирования в экономике не может быть связан с одним или двумя годами.
«Это должна быть трёхлетка, пятилетка, шестилетка. Например, в Евросоюзе сейчас есть шестилетние бюджетные циклы. Это постановка целей, которые должны быть достигнуты за шесть лет. Судя по речи президента, горизонт планирования до 2030 года у нас обозначен. Соответственно, нужно решать вопросы плановым образом. Национальное планирование этому способствует. Это привязывается к отраслевой политике, к финансовому сектору обязательно. И работа с финансовым сектором здесь будет одной из ключевых», – пояснила эксперт.
В послании Федеральному собранию 29 февраля президент предложил формировать не только трёхлетний бюджет, но и шестилетний финансовый план:
«Считаю необходимым уже сейчас не только готовить проект бюджета на очередную трёхлетку, но и верстать все основные расходы, инвестиции дальше, на период до 2030 года», – сказал глава государства.
Наличие планов должно предполагать поощрение за их выполнение и, наоборот, наказание за срыв сроков.
«Плановый элемент экономики будет расти, а управление рынком будет увеличиваться, особенно в стратегически важных отраслях – таких как военное производство, производство электроники, самолётостроение и так далее. Это видно из тех решений, которые сейчас принимаются правительством. Это пойдёт экономике на пользу, потому что в этом случае в экономике чиновники начнут отвечать за результаты своей деятельности, а сегодня они за результаты не отвечают», – рассказал «Абзацу» директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве России Алексей Зубец.
Однозначно ответить на вопрос, какой вектор экономического развития выбрала Россия, не получится. По мнению экспертов, мир меняется, все прежние формы устарели.
Скорее, можно говорить о неком симбиозе плановой и рыночной экономик. Это будет плановая экономика с элементами рыночной или наоборот. Всё зависит от того, какую форму выберет российское государство. К слову, по этому же пути идут и другие страны мира.