Микки-Хаос: как политика Горбачёва разрушила жизнь в бывшем СССР
В Риге сегодня загрустили Чулпан Хаматова и её патрон, режиссёр Алвис Херманис, поставивший в 2020 году спектакль «Горбачёв» с аншлагами в Москве и российских городах-миллионниках. Этим летом Херманис поставил тот же спектакль в своём камерном театре в Риге. Аншлагов уже не было. Евгений Миронов вышел из проекта по этическим соображениям.
Псевдодокументальные истории из жизни президентской четы Микки и Захарки, как называли друг друга дома Михаил и Раиса Горбачёвы, сейчас неинтересны латышской аудитории. Скучно, фальшиво и натянуто. Я видел эту трёхчасовую антрепризу. Для радикального латышского националиста Херманиса русские исключительно оккупанты и варвары, Микки и Захарка – луч света в орочьей империи зла.
Советским пионерам горбачёвской эпохи Херманису и Хаматовой повезло. Креативные деятели театральной сцены вполне успешно пережили переломное время, гибко ввинтившись в систему рыночных постсоветских ценностей. Он не загнулся на убитой хате от передоза и стал известным режиссёром. Она вовремя свинтила в театральную Москву, когда каждая вторая её ровесница в Казани была счастлива стать тёлкой быка из ОПГ.
В 2008 году Чулпан Наилевна начала играть у Херманиса, а потом купила домик в Латвии и перебралась насовсем. Конечно, для них обоих Горбачёв – великий лидер. А другие люди в Прибалтике и по всему бывшему Советскому Союзу нищали и вымирали на фоне горбачёвского торжества плюрализма и свобод. Пенсионеры торговали колготками, доценты и инженеры мотались в Турцию и Польшу за шмотками. Дети с пакетами клея «Момент» на головах умирали в подвалах, молодёжь шла в бандиты.
Затем в трёх республиках Прибалтики перестройка привела к остановке и банкротству 400 крупных заводов и фабрик. Место промышленных гигантов и плановой экономики занял свободный рынок с коммерческими банками и ларьками, а безработным жителям в Эстонии и Латвии выдали в общей сложности миллион паспортов неграждан.
Сейчас у прибалтов осталось 300 тысяч лиц без гражданства, но эхо перестроечного национализма и спустя тридцать лет звучит на окраинах. Латвийский президент Левитс призывает к депортациям, грузины точат кинжалы на абхазов и осетин, в войне в Карабахе было много зла и несправедливости. И всё это тоже Горбачёв.
Микки и Захарка за несколько лет перестройки превратили Советский Союз в территорию нищенствующего национализма. Прибалтика до сих пор не выбралась из перестройки даже под жёстким внешним управлением, вступив в НАТО и Европейский союз. Независимости и настоящего суверенитета у латышей, эстонцев и литовцев нет и никогда не будет. Права народов, отделившихся от СССР, оказались мифом. У эстонцев дела чуть получше, но они слишком эстонские, чтобы быть свободными на уровне Австрии или хотя бы Венгрии.
Горбачёв уничтожил социалистический лагерь Восточной и Центральной Европы, после чего стал модной фигурой коллективного Запада. Радовал Бжезинского и НАТО своей ставропольской крестьянской мягкостью, сговорчивостью. Легко отдавал огромные куски территорий, входивших в состав Российской империи со времён Петра Первого.
В октябре 1990 года президенту СССР присудили Нобелевскую премию мира. А в 2008 году в Национальном конституционном центре США вручили Филадельфийскую медаль Свободы. Награждение случилось спустя месяц после военного нападения Грузии на Южную Осетию.
Последствия горбачёвской политики непросто устранить. Благодаря ей американские «Хаймарсы» сейчас убивают мирных граждан на Украине, прибалтийские наци маршируют в факельных шествиях, сносят памятники и узаконивают репрессии.
Цветные революции и госперевороты в лимитрофных анклавах благодаря податливости президента СССР стали нормой, радуя американских друзей.
Республики Прибалтики после распада СССР потеряли больше трети населения – тоже благодаря податливости Микки. Это должны помнить сегодняшние херманисы и хаматовы.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.