Операция «деприватизация»: Россия исправляет ошибки Чубайса?
Первый квартал 2024 года выдался урожайным в части возврата в государственную собственность активов, которые перешли в частное управление в 1990-е годы. Профсообщество разделилось на два лагеря: одни торжествуют, другие критикуют. «Абзац» разбирался в происходящем.
Первые ласточки «деприватизации»
Февраль показал, что государство всерьёз решило переиграть итоги приватизации 1990-х – той самой чубайсовской, что оставила Россию без важнейших активов. В частных руках тогда оказались предприятия ВПК, энергетики, транспорта и др.
На протяжении 30 лет противники приватизации призывали пересмотреть её итоги и вернуть часть активов государству. Однако до 2024 года всё ограничивалось риторическим «доколе?».
За вопрос взялась ни много ни мало Генпрокуратура. Ведомство через суд оспаривает законность той самой приватизации. Первыми под раздачу попали энергетическая компания ТГК-2, Ивановский завод тяжёлого станкостроения, Сибирская энергетическая компания, Соликамский магниевый завод и др.
Но самый громкий прецедент – перевод в госсобственность активов группы ЧЭМК (Челябинский электрометаллургический комбинат). Это Кузнецкий и Серовский заводы ферросплавов, а также Челябинский электрометаллургический комбинат.
История ЧЭМК
Генеральная прокуратура добилась признания приватизации ЧЭМК незаконной. Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск о передаче заводов в государственную собственность. Главным аргументом стало отсутствие одобрения правительства в декабре 1992 года, которое требовалось для проведения сделки.
Текущая деятельность предприятия также вызывала у государства вопросы. Предприятия ЧЭМК находятся под контролем канадско-швейцарского конгломерата RFA International, т. е. инвесторов из недружественных стран. При этом продукция компании уходила за рубеж по заниженным ценам.
И ладно, если бы предприятие производило какие-нибудь сапоги, но Челябинский электрометаллургический комбинат – крупнейший (80% рынка) производитель ферросплавов в России, которые используются при изготовлении стали для военной техники, жароупорных авиационных двигателей, бронебойных снарядов и ударопрочных стволов вооружений. То есть ЧЭМК был важным звеном отечественной металлургии, необходимой для нужд военно-промышленного комплекса (ВПК).
«Сейчас стоит задача создания боеспособной экономики, которая может конкурировать на мировом уровне. Однако такие важные активы находятся в руках иностранцев. Иностранный собственник может заниматься вредительством, например тормозить производство. Они выкачивали ресурсы из страны, продавали их и оставляли деньги за границей. А государству приходилось закупать то же самое, но в два-три раза дороже», – рассказал «Абзацу» экономист, президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
Владельца Челябинского электрометаллургического комбината Юрия Антипова задержали в рамках дела о мошенничестве. В 2021 году он входил в список богатейших людей России по версии Forbes с состоянием $700 млн. Супруга Юрия Антипова Людмила в 2020 году заняла 22-е место в рейтинге богатейших россиянок.
Удавка для бизнеса?
Профучастники рынка разделились на два лагеря. Одни указывают на то, что приватизация 1990-х происходила с огромным количеством нарушений – от подделки документов до элементарного рейдерского захвата. В результате Россия лишилась активов в стратегических отраслях.
«Огромное количество сделок были проведены под видом приватизации и являлись незаконными в 1990-е годы. Правовой статус у таких сделок нулевой. Права собственности оформляли самозванцы, которые и дальше продолжали нарушать закон. Когда идёт СВО, терпеть это невозможно. Это чистой воды криминал. Они уже двадцать или тридцать лет беспредельничают и вот наконец-то пришли к этим бандитам с вопросом: кто такие?» – продолжает Бунич.
Президент Столыпинского клуба, профессор ВШЭ Евгений Коган критикует стремление государства исправить ошибки 1990-х в 2024 году. По его мнению, из-за страха экспроприации предприниматели начнут опасаться за бизнес и прекратят инвестировать средства в развитие.
«Если тенденция такая продолжится, то собственники заводов и прочих компаний начнут «сбрасывать» свой бизнес. А перед этим выжмут из него все соки, ничего не вкладывая в развитие. По итогу опять получим «пятилетки» и прочие «планы». А крайними всё равно предпринимателей сделают – «бросили, сбежали», – написал Коган в своём телеграм-канале.
Бунич парирует: у добросовестного бизнеса никто ничего не отбирает. Если кто и должен опасаться, то лишь рвачи, главный интерес которых – заработать в России побольше денег, а затем вывести их за рубеж.
«Эти, к которым пришли, как раз сейчас и выкачивают все соки из бизнеса. Это псевдособственники, которые ничего не вкладывают, а только выкачивают и оставляют после себя выжженную землю. Просто ни с того ни с сего никто ничего национализировать не будет. Такой цели нет. Это я вам ответственно могу сказать», – подчеркнул он.
Экономист добавил, что не выступает против частной собственности – есть сферы, где частный капитал «прекрасно справляется»: сельское хозяйство, строительство, торговля, услуги. Это более половины всей экономики.
«Но есть ВПК, стратегическая инфраструктура, энергетика, транспорт, системообразующие предприятия. Если управлением занимаются иностранные собственники, выводят деньги в офшоры и действуют не в интересах государства, то здесь нужно проводить инвентаризацию и при необходимости вмешиваться», – добавил эксперт.
Спецоперация вскрыла проблемы внутри страны, на которые долгие годы все закрывали глаза. Одна из них – преступная приватизация 1990-х, организованная «Мойшей Израилевичем» Чубайсом и его командой реформаторов.
Спустя три десятилетия, когда мы добрались до пересмотра тех самых сделок по распродаже государства, нужно задать главный вопрос: «Что на самом деле служит интересам России?».