Заводы и переходы: зачем государство возвращает приватизированные предприятия
Об исках прокуратуры к частным владельцам – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.
Зачесалось где-то у крупных собственников некогда государственных заводов. У класса, порождённого «отцом приватизации» девяностых Чубайсом.
Он-то долго уверял, что процесс разбазаривания советского промышленного потенциала у нас совершенно необратим. Но зашаталась эта теория.
Вслед за оборонными предприятиями в Иванове и Климовске – эти истории нашумели – возвращаются в казну очередные активы. Суд удовлетворил иск прокуратуры о передаче государству Челябинского электрометаллургического комбината и двух заводов ферросплавов. Признано, что приватизированы они были хоть и давным-давно, но с нарушением закона.
Лоббисты тут же подняли тревожные голоса в защиту капитализма. Говорят, что якобы в стране началась кампания по отчуждению собственности. Вопрошают: что происходит? Ведь президент Путин говорил, что пересмотра итогов приватизации не будет.
Риторика у заступников крупного бизнеса по прибиранию к рукам народного добра прежняя – мол, в частных руках любая деятельность расцветает, а управляемые государством заводы и фабрики чахнут.
Глупость. Слишком широкое обобщение. Достаточно вспомнить, как страна взмыла вверх в период сталинской индустриализации. Тогда управляли промышленностью Госснаб и Госплан. Они требовали результата от нанятых на госслужбу директоров и получали его – да, методами жёсткими, а порой жестокими в отношении исполнителей.
Кстати, вопреки сложившимся стереотипам, существовал в СССР в те времена и частный бизнес, артельный. До волюнтаризма Хрущёва, который с ним решил покончить.
После начала СВО вопрос об эффективной работе предприятий стратегических отраслей сделался слишком важным. Вопрос выживания всей страны. Вопрос жизни и смерти для тех, кто бьётся на передовой. Так что кое-что придётся государству вернуть – не все частники способны блюсти на своём заводе интерес страны.
Но и огульной деприватизации у нас не будет. По крайней мере, не видно её признаков. Скорее исправляются конкретные ошибки там, где владельцы натворили дел.
У Екклесиаста сказано: «Время обнимать и время уклоняться от объятий». Наше государство ныне уклоняется от цепких объятий отдельных представителей бизнеса, присевших на стратегически важные отрасли. Такое время. И не надо придумывать лишнего.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.