Ключевая ставка 16%: как в таких условиях выживает российский бизнес
Банк России на последнем в 2023 году заседании поднял ключевую ставку до 16% годовых. Ставки по несубсидируемым кредитам фактически стали запретительными. «Абзац» поинтересовался у предпринимателей, как их бизнес развивается в текущих экономических условиях.
Куда плывём?
Граждане России привыкли к фиксированным ставкам по кредитам. Если ипотека выдаётся, например, под 8% годовых, то эта ставка действует все 20 лет, что бы ни происходило в экономике.
Это правило работает для физических лиц, но не юридических. Чаще всего кредиты компаниям и организациям в России выдаются по плавающей ставке. Её размер меняется в зависимости от ключевой ставки Банка России по формуле, прописанной в договоре.
«Все банковские клиенты разбиты по категориям риска. Если у вас минимальный риск, вы находитесь в первой категории, вам плюс 2,5% к ставке Центрального банка. И вот кому 2,5 добавляют, кому 3%, кому 4%, кому 5%», – рассказал «Абзацу» член президиума «Опоры России», президент группы компаний «Сириус» Юрий Савёлов.
Полгода назад – в июле 2023 года – ключевая ставка в России была 7,5%. Это значит, что компания с низким уровнем риска могла взять деньги в кредит под 10%. С ростом ключевой ставки процент для неё стал расти, а обслуживание долга, соответственно, становилось дороже. Сейчас эта условная компания платит уже не 10% по взятому летом кредиту, а в лучшем случае 18,5%. И это при средней рентабельности бизнеса в 6%.
«У нас выросли расходы на выплату кредитных процентов в два раза. Мы пытаемся эту разницу нивелировать за счёт повышения цен. Других вариантов, к сожалению, нет. У всех ставки плавающие: это ставка ЦБ плюс несколько процентов», – поделился с «Абзацем» основатель сети быстрого питания «Теремок» Михаил Гончаров.
Российский бизнес восклицает: с плавающими ставками по кредитам уже не плывём, а тонем, но в Банке России проблемы не видят.
«Что касается юридических лиц, то мы не видим роста реструктуризации кредитов по плавающей ставке, поэтому проблем пока нет», – сказала глава Банка России Эльвира Набиуллина на пресс-конференции в конце октября.
Развитие на паузу
С новыми кредитами всё проще – их можно не брать, что бизнес и делает. Опрошенные «Абзацем» представители бизнеса сказали, что стараются в условиях жёсткой денежно-кредитной политики жить по средствам.
«Мы сейчас стараемся кредиты не брать, а использовать свои средства. Кредиты нам дают, любой банк. Они стоят сейчас в очереди, чтобы дать кредит. Но при ставке в 20% все предприниматели стараются, конечно, этого не делать. Это очень много. Представьте, если ваше оборудование стоит 100 млн рублей, вы его ещё не поставили, только оплатили, а вам уже придётся платить только процентами 1,7 млн каждый месяц. Это очень сильно тормозит развитие», – продолжает Савёлов.
По словам совладельца Инвестиционной компании «Диалот» Алексея Петропольского, самые дешёвые ставки для бизнеса сейчас начинаются от 18,5%. Такой кредит одобрят, только если у компании устойчивый бизнес старше пяти лет и занимает она не более 30% от оборота.
«Многие встали на паузу. Кредиты берёт в основном высокомаржинальный бизнес из разряда производств и торговых компаний. Они оборачивают деньги, которые берут, быстрее чем за год, и фактически 20% годовых они выплачивают без проблем. Бизнес с низкой маржинальностью, который не участвует в процессах импортозамещения, торговли, сейчас на паузе. Он смотрит на инфляционные ожидания, на то, как себя будет вести потребитель», – рассказал Петропольский «Абзацу».
Чтобы перезапускать экономику, нужны длинные дешёвые деньги. По словам экспертов, их получают сферы, которые на данном этапе жизненно необходимы государству, другим приходится занимать выжидательную позицию.
Инвестируют в банковские депозиты
В условиях дорогих кредитов бизнес мог бы занимать деньги у инвесторов на свободном рынке, но с этим сейчас тоже сложно.
«Преимущества получат те компании, которые смогут вкладывать в бизнес инвестиционные деньги. Но для инвесторов это же тоже не самый хороший вариант, потому что разместить средства можно под 15% на депозите в банке и получать гарантированный доход без рисков. Это сейчас более интересный вариант, чем рисковать вложениями в ресторанный бизнес», – продолжает Гончаров.
Об охлаждении бизнес-интереса к проектам рассказал «Абзацу» и Алексей Петропольский:
«Банк России хотел охладить экономику, чтобы она медленнее развивалась и внутренний валовый продукт медленнее рос. ЦБ этого добился. Многие взяли паузу. Если у вас бизнес имеет маржинальность 10-12% годовых, а таких бизнесов огромное количество, то проще вкладывать деньги во вклады, которые сейчас начинаются от 15%, или покупать те же облигации, которые начинаются от 16 до 21%. Это выгоднее, чем вложения в собственный бизнес».
Вот и получается, что обслуживание текущих кредитов становится дороже, а на новые решаются только редкие смельчаки с высокой рентабельностью бизнеса. Для экономики это означает одно – замедление развития. Банк России поставил экономику на паузу.
С одной стороны, понятно, что стоит задача выигрывать экономическую войну в условиях санкций. Но возникает вопрос: как это сделать, когда практически все игроки затаились в ожидании лучшего завтра?