Почему падает рубль и как долго это будет продолжаться
«Доллар за 50» – как много в этом звуке... Покупать на AliExpress и путешествовать было дешевле. Сейчас доллар устремился к 74, евро вот-вот пробьёт 80, что даёт повод поностальгировать о котировках конца лета – начала осени 2022 года. Мы выясняли, почему рубль хилеет и когда покупать что-то ненужное из Китая вновь станет выгоднее.
Фокус с юанями
Чтобы покрыть дефицит бюджета (1,76 трлн за январь), российский Минфин распечатал «кубышку». В рамках бюджетного правила он увеличит продажи юаней в 2,8 раза с 7 февраля по 6 марта. В планах – продавать валюту на 8,9 млрд рублей в день. Для сравнения: в январе было 3,2 млрд рублей.
По идее, продажа юаней должна работать на укрепление рубля. Однако пока мы эффекта от этого фокуса не наблюдаем. Если в начале года мы видели доллар за 69 рублей, то сегодня он уже касается 74. Рост – 7,25% за 2,5 месяца. Такие метаморфозы происходят и с евро. Из 73 рублей в начале года единая европейская валюта подросла до 80, показав рост на 9,6%.
«Что же выходит: все минфиновские кульбиты с продажей юаней не помогают рублю?» – спросит внимательный читатель. Помогают: в противном случае мы бы увидели ещё большее ослабление рубля.
Купи-продай
Ещё в прошлом году Минфин хватался за голову из-за, по его мнению, чрезмерного укрепления рубля. Тогда был признан виновным профицит счёта текущих операций торгового баланса: мы продавали за рубеж много (в основном за счёт экспорта нефтегаза, металлов, химии и удобрений), а покупали мало (из-за санкций были разрушены логистические цепочки, затруднены расчёты и т. д.).
Что бы ни предпринимал Минфин, победить предательский профицит никак не получалось. Рубль продолжал укрепляться, минимизируя рублёвую часть наших экспортных доходов. Сейчас ситуация прямо противоположная. Продавать мы стали меньше (сыграл свою роль потолок цен на нефть и нефтепродукты), а покупать – больше (спасибо параллельному импорту за это).
По оценке Банка России, профицит счёта текущих операций платёжного баланса в январе 2023 года снизился до $8 млрд. Это в 2,4 раза ниже значения января 2022 года и минимум с середины 2021 года. Федеральная таможенная служба (ФТС) отчиталась о падении доходов бюджета, которые администрируются таможенными органами. Январь дал нам минус на 31,3% в годовом выражении.
Добровольно-принудительно?
Масла в огонь ослабления рубля также подлила идея первого вице-премьера Андрея Белоусова о добровольном взносе бизнеса в бюджет. Речь идёт о разовом платеже в 200-250 млрд рублей. Какие компании будут «скидываться», РСПП как крупнейшему бизнес-объединению предстоит решить самостоятельно.
Однако речь в первую очередь, конечно же, идёт о тех представителях бизнеса, которые в прошлом году получили сверхприбыли в результате удачной рыночной конъюнктуры. Это нефте- и газодобытчики и переработчики, металлурги, нефтехимики, производители удобрений и др. В минувшем году цены на сырьё были чрезвычайно высоки, что конвертировалось для сырьевиков в хорошие финрезультаты.
Идея логичная и вопросов не вызывает. Однако сам факт её обсуждения многие инвесторы воспринимают как тревожный сигнал: мол, сейчас – разовый сбор, а потом – повышение налогов и секвестр бюджета?
Ну а когда на бюджетном горизонте появляются сложности, это сигнал к усилению рубля. Далеко за примером ходить не надо. В марте 2022 года на волне шока санкций многие россияне выстроились в очереди к банкоматам, а доллар превысил 120 рублей.
Юбилейный пакет
Ещё одним фактором в пользу снижения рубля могли стать сообщения о «юбилейном», десятом пакете санкций. По данным Politico, под ограничения могут попасть ещё четыре российских банка. Кроме того, просачивается информация, что ЕС может ввести запрет на:
- импорт российского каучука и битума
- экспорт в Россию европейских грузовиков и строительной техники
- экспорт электронных компонентов, которые можно использовать для производства оружия
Все понимают, что санкции – это скорее история показательная, которая ощутимого влияния на российскую экономику не имеет. Однако инвесторы, как известно, – люди нервные и всегда оставляют место страху в своём прогнозе.
Что дальше
Для России, кто бы что ни говорил, невероятно важны нефтегазовые доходы. В настоящее время цены на сырьё устремились вниз, из-за чего наполнение федерального бюджета идёт слабо, а дефицит бюджета увеличивается.
Если правительству удастся подогреть котировки (наша страна, к примеру, объявила о сокращении добычи нефти), то цены вырастут, а структура счёта текущих операций торгового баланса несколько изменится в сторону экспорта. Это позволит рублю укрепиться.
Кроме того, многое будет зависеть от договорённостей Банка России и Минфина по ключевой ставке. Цель ЦБ – таргет (целеполагание) инфляции в 4%, а потому он тяготеет к повышению ставки, что тянет за собой укрепление рубля. Минфину выгоднее низкая ставка, что увязывается с ослаблением рубля.
Ну и, конечно, важное значение имеет параллельный импорт. Интенсивные закупки за рубежом чего-то полезного и не очень провоцируют ослабление рубля.
Все эти факторы, конечно, имеют значение. Однако определяющим является то, каким хотят видеть рубль финансовые власти. Бюджет страны на 2023 год свёрстан из расчёта в 68,3 рубля за доллар. То есть определённый потенциал к укреплению рубля имеется. По крайней мере, Минфин будет стремиться к эталонному значению.