рубрики

Скоро в отношениях России и Европейского союза случится значимое событие – десятый, юбилейный пакет санкций. Мы решили поразмышлять, что нам подарят наши западные «партнёры» в новой папке, перевязанной поздравительным бантом.

 Юбилей сумасбродства: что ждёт Россию в десятом пакете санкций ЕС
Фото © Дмитрий Дубинский / Абзац

Банковский сектор

Под санкции с 24 февраля 2022 года попали 23 российских банка. Это Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Промсвязьбанк, «Открытие» и другие организации. Впрочем, российская финансовая система насчитывает в общей сложности около 400 банков, и те, которые под ограничения не попали, вполне себе мирно работают.

«Самым болезненным для России было бы увеличение числа банков, которые отключены от корреспондентских счетов в долларах, евро и фунтах. Сейчас крупнейшие банки отключены, но бизнес перестроился на малые и средние банки и проводит платежи. Если будет жёсткое ограничение, то это сильно подорвёт нашу экономику», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Артём Тузов.

Ещё один вариант – не расширять список неугодных банков, а просто запретить SWIFT-транзакции для любых российских компаний.

Металлургия и добыча полезных ископаемых

В декабре 2022 года начал действовать потолок цен на российскую нефть, поставляемую морским путём. В феврале он распространится на нефтепродукты. Могут быть введены ограничения предельной стоимости и по многим другим наименованиям экспортной продукции.

«Американцы придумали Price cap («предельная цена» – прим.), то есть ограничения на один биржевой товар, – они смотрят, как на это реагируют поставщики и потребители. Если у них всё будет получаться, безусловно, они будут увеличивать в своих интересах количество таких ограничителей. Они могут подвести нормативную базу с ценовыми ограничениями под любой биржевой товар», – рассказал «Абзацу» генеральный директор Фонда энергетического развития Андрей Листовский.

По мнению экспертов, опрошенных «Абзацем», в первую очередь потолки цен могут быть введены в отношении титана, чугуна, палладия, никеля и других товарных позиций, которыми богата Россия.

«Осталось мало возможностей вводить дополнительные санкции против ещё чего-то. Хотя есть вопросы по торговле алмазами – ставить российские алмазы под санкции или нет. Это может быть, а может не быть. Это, конечно, повлияет на отдельные отрасли, но вряд ли будет иметь какое-то мощное воздействие», – сказал «Абзацу» экономист Ян Мелкумов.

 Юбилей сумасбродства: что ждёт Россию в десятом пакете санкций ЕС
Фото © ТАСС / Сергей Карпухин

Технологические корпорации

Поставщики софта и оборудования могут отказать в поставках. Причём сделать это не по собственному желанию, а из-за угроз попадания под вторичные санкции. Эту «гайку» коллективный Запад закручивает всё сильнее.

«Для российской экономики опасно, что страны Запада введут более жёсткие санкции против третьих стран. Это предполагает в том числе ужесточение правил международных расчётов. А третьи страны – это БРИКС и все, кто не присоединился к санкциям напрямую», – сказал «Абзацу» доктор экономических наук Валерий Масленников.

Под угрозой введения вторичных санкций находятся также автопроизводители. Они могут прекратить совместный выпуск автомобилей в России, а также отказаться от поставок запчастей.

«Задача десятого пакета санкций – ликвидировать те лазейки, которые, как выяснилось, существуют в принятых ограничениях, ужесточить контроль за принятыми санкциями, возможно, расширить список организаций и лиц, на которые эти санкции распространяются», – пояснил Мелкумов.

Национальный клиринговый центр

Сохраняются риски для Национального клирингового центра (НКЦ), благодаря которому происходят денежные расчёты на Московской бирже. Это риски для валюты, которая хранится на брокерских счетах. Деньги миллионов инвесторов могут просто оказаться замороженными: валюту нельзя будет ни продать, ни вывести со счёта.

«Сейчас безналичная валюта лежит в двух основных «мешках»: Газпромбанке и НКЦ. Проблема заморозки денег в НКЦ может оказаться терминальной. Если западные ребята начнут блокировать НКЦ, то это будет означать серьёзные проблемы для валютного рынка, который просто умрёт, поскольку все другие валюты идут через кросс-курс к доллару», – пояснил «Абзацу» финансовый аналитик Виталий Калугин.

С тем, что санкции в отношении НКЦ продолжают представлять опасность, согласен и финансовый аналитик Сергей Суверов:

«Ограничений ожидали в 2022 году – их не приняли. В 2023 году они остаются возможным сценарием. Впрочем, бо́льшую часть санкций, которые Запад планировал ввести, он уже ввёл. Что-то новое придумать сложно».

Физические лица

 Юбилей сумасбродства: что ждёт Россию в десятом пакете санкций ЕС
Фото © Сергей Лантюхов / Абзац

«Приближается новый, 2042 год. ЕС начал подготовку к 222-му пакету санкций против РФ. Как известно, дворник Сидоров и водитель комбайна Петров ещё не под санкциями. По всей видимости, пришло и их время», – такие анекдоты, отвечающие духу времени, появились в российском информпространстве.

«Санкции – это инструмент давления, чтобы развернуть ситуацию в свою сторону. И как инструмент давления он будет выхолащиваться. Думаю, что в будущих пакетах будут скорее санкции в отношении физических лиц, потому что всё остальное уже исчерпали», – сказал «Абзацу» финансовый аналитик Андрей Верников.

В общей сложности ЕС уже ввёл санкции в отношении 671 физического лица, среди которых чиновники, предприниматели, журналисты, писатели и так далее. Не так много осталось до юбилейной тысячи – быть может, уже в новом, десятом пакете?

Вместо вывода

Постепенно отечественная экономика начинает приспосабливаться к ситуации. Новые санкции становятся всё слабее по влиянию. А Соединённые Штаты и их друзья в Евросоюзе идут даже на снятие или ослабление части ограничений, которые были введены ранее. Однако расслабляться всё же пока рано. Лучше тихо, но настойчиво работать над укреплением своего суверенитета, в том числе – экономического.

telegram
Рекомендуем