Торможение инфляции, перестройка рынка недвижимости, дефицит вакансий: что ждет экономику России в 2026 году

Российская экономика в 2026-м продолжит пребывать в состоянии турбулентности. Инфляционное давление сохранится, на рынке недвижимости настанет этап «перестройки и отбора», а найти работу будет непросто. О том, к чему готовиться в наступившем году, – в материале «Абзаца».
Что будет с деньгами
В 2026 году российская экономика продолжит стагнировать, заявил в беседе с «Абзацем» экономист Николай Кульбака. По его мнению, замедление роста обусловлено нехваткой рабочих рук и производственных мощностей:
«В общем-то, и спрос не очень растет. Все это вместе приведет к тому, что экономика будет чувствовать себя очень слабо. Скорее всего, мы будем видеть снижение. Тем более если мы учтем, что каждый год, по данным Росстата, наша страна теряет примерно полмиллиона человек просто демографически».
Второй момент – инфляция. Она как минимум останется на прежнем уровне, если не раскрутится еще больше.
Всему виной – увеличение налогов, а также запланированный рост бюджетных расходов и дефицита, объясняет спикер.
«Она (инфляция – прим.) будет выборочной, не везде. В принципе, инфляцию будет сдерживать падение потребительского спроса, поэтому точно сказать нельзя. Скорее всего, она будет в тех же величинах, что сейчас», – говорит Кульбака.
Что касается ключевой ставки, то все будет зависеть от уровня инфляции, на торможение которой направлена политика Центрального банка. Впрочем, предпосылок для повышения индикатора пока не наблюдается, отмечает экономист. Однако и со снижением, по его словам, регулятор спешить не станет:
«Поскольку на него (ЦБ – прим.) сильно давит промышленное лобби, то, скорее всего, будут по возможности минимальные снижения процентной ставки, чтобы угодить этому самому лобби. Но сильного снижения точно не ждем».
Как изменится рынок недвижимости
Для рынка недвижимости 2026-й станет годом «перестройки и отбора», уверена риелтор Наталья Перескокова. По мнению собеседницы «Абзаца», слабые девелоперы и проекты уйдут, индустрия замедлится и адаптируется к высоким ставкам, стабилизируясь «после шока 2024–2025 годов»:
«Я думаю, ключевая ставка все-таки останется высокой. Хотя возможно плавное снижение во второй половине года. Но такой вот массовой доступной ипотеки не будет. А что будет? Будут семейная ипотека, рассрочка от застройщиков и сделки с доплатами, то есть так называемый трейд-ин. Спрос будет не инвестиционный, а все-таки утилитарный: задача жить самим, расширяться, переезжать».
Среди прочих трендов она выделяет снижение объемов ввода нового жилья, что в перспективе 2027–2028 годов приведет к его дефициту. Рынок сосредоточится на качестве, а не на объемах: «человейники» себя изживут, считает специалист.
«Большее значение будут иметь локация, сроки сдачи и финансовая устойчивость застройщика. <…> Проекты без метро, с плохими планировками, без инфраструктуры будут не очень интересны. Вторичный рынок станет активнее рынка новостроек», – рассуждает риелтор.
Цены на жилье станут стабильнее, хотя не исключена «мягкая коррекция в одну или другую сторону». Тем не менее глобального роста не будет.
При этом Перескокова не исключает сохранения локальных скидок в виде акций на неликвид или скрытых дисконтов через рассрочку.
Чего ждать на рынке труда
Как считает независимый HR-специалист Зулия Лоикова, 2026 год будет рынком работодателей: компании станут активнее диктовать соискателям свои условия. Это связано с ростом числа кандидатов на одну вакансию. Исключение – специалисты, занятые физическим трудом.
«У нас недобор только в позициях, связанных с синими воротничками. Речь о квалифицированных кадрах, например токарях высшего разряда с зарплатами 350–450 тысяч рублей. За ними идет гонка. Дальше у нас различные слесари, монтажники, грузчики – этих специалистов нет. У них рост зарплаты колоссальный – впервые, наверное, за все время они выросли на 45%», – объясняет собеседница «Абзаца».
Высокий спрос сохранится и на специалистов из сферы высоких технологий. Однако отрасль ждет то же, что когда-то постигло экономистов и юристов: «хайп по IT» идет на спад, говорит Лоикова.
По ее словам, программисты начального уровня уже не востребованы, ценность представляют только высококвалифицированные кадры:
«Это тимлиды, старшие разработчики, разработчики искусственного интеллекта, DevOps-инженеры, специалисты по кибербезопасности – на них колоссально растет спрос, – дата-сайентисты, инженеры VR и AR, IT-врачи, разработчики киберпротезов. Это наша текущая история».
Что касается рынка труда в целом, то работникам придется подтянуть свои знания в области передовых технологий, в частности искусственного интеллекта. По оценке Лоиковой, 87% соискателей сегодня обладают неактуальными компетенциями.
«Что из хорошего могу сказать? Наверное, то, что любой кризис – время возможностей. И это не просто громкие слова. Сейчас время, когда вы можете перестроиться, обучиться чему-то новому, быть востребованными. Это биологический процесс: в природе умирают те, кто не адаптируется, как динозавры», – добавила рекрутер.
Словом, рынок труда остается сложным, происходит трансформация под влиянием внедрения новых технологий. Поиск работы может затянуться, особенно это касается профессий, завязанных на рутинных задачах, без потенциала адаптации.
В плане зарплат роста не предвидится, за исключением отдельных дефицитных отраслей.