Производительность без труда: нужно ли вводить в России шестичасовой рабочий день
Мало работать и много отдыхать – график мечты для большинства людей. Вот и некоторые депутаты, вероятно, подумав так же, предложили сократить трудовой день в России до шести часов. О том, выгорит ли их инициатива и почему она одновременно плоха и хороша, – в материале «Абзаца».
Зачем сокращать рабочий день
10 декабря группа депутатов от КПРФ внесла в Госдуму законопроект о сокращении продолжительности рабочего времени до 30 часов в неделю. То есть предлагают ввести шестичасовой рабочий день для сотрудников на пятидневке.
Также в рамках документа уменьшается «сокращенная продолжительность рабочего времени» для граждан отдельных категорий. По замыслу авторов, у лиц младше 16 лет она должна составить 20 часов в неделю, а у остальных несовершеннолетних, работников опасных предприятий и инвалидов I и II групп – не более 24 часов.
«Сокращение <…> объективно обусловлено ускорением научно-технического прогресса и автоматизацией производства», – говорится в пояснительной записке.
Представители КПРФ считают, что это приведет к повышению производительности кадров за счет дополнительного отдыха. Как следствие, снизится стресс, уменьшатся случаи выгорания и заболевания, что благополучно скажется на здоровье и уровне жизни населения:
«В социальной сфере даст возможность гражданам освободившееся время проводить с семьей, что может благотворно сказаться на демографической ситуации».
Почему 30-часовая рабочая неделя – плохая идея
Независимый HR-специалист Зулия Лоикова в разговоре с «Абзацем» заявила, что сокращение рабочего времени действительно, как надеются депутаты, может привести к уменьшению больничных, повышению производительности труда и улучшению демографической ситуации. Однако есть и очевидное негативное последствие:
«Зарплата – это основной момент. Она всегда пропорциональна отработанному времени. Поэтому либо она уменьшается, либо растет объем работы в пределах какого-то фиксированного времени».
В таком случае встает вопрос, на кого перейдет дополнительный объем работы – на людей или на искусственный интеллект. Не весь труд (в частности, врачей и спасателей) можно заменить или дополнить нейросетями.
Тогда вырастет нагрузка, что приведет к профессиональному выгоранию персонала. Ситуация с этим уже и без того достаточно острая, говорит спикер.
Кроме того, сокращение рабочих часов приведет к тому, что компании будут чаще заключать срочные договоры гражданско-правового характера (ГПХ). Отсюда проистекает ряд отрицательных моментов: ухудшение качества трудовых отношений и снижение их стабильности, а также недополучение бюджетом налоговых поступлений.
Опрошенные «Абзацем» эксперты сходятся в том, что компании будут вынуждены нанимать дополнительный персонал, чтобы компенсировать недостающие часы. Пострадавшими все равно останутся сотрудники.
«Сокращение рабочего дня будет побуждать работодателей нанимать дополнительных людей, чтобы закрыть фронт необходимых работ. А чтобы это не сказалось на издержках, вместо одного работника они наймут двух с половинчатой зарплатой», – сказала «Абзацу» кандидат экономических наук Светлана Сазанова.
По словам специалиста, это упирается в высокую занятость и очень низкую безработицу в России. В итоге свободные руки просто негде взять.
Одобрит ли Госдума законопроект
В марте этого года КПРФ во главе с лидером партии Геннадием Зюгановым вносили на рассмотрение нижней палаты парламента проект обновленного Трудового кодекса. Документ состоял из 111 глав (против 62 в действующем ТК РФ) и включал те самые положения о сокращенном рабочем дне.
«Ряд новелл <…> требует глубокого научного анализа и экспертной оценки возможных социально-экономических последствий их принятия (например, сокращение продолжительности рабочей недели до 30 часов в неделю, то есть сразу на 25% от установленной ТК РФ нормы рабочего времени)», – говорилось в заключении думского комитета по труду и соцполитике.
Документ собрал негативные отзывы и других профильных комитетов, в итоге не сумев пройти даже первое чтение. 3 декабря его молчаливо отклонили: за проголосовали 77 депутатов, остальные воздержались.
С критикой этой идеи на заседании выступила парламентарий от «Единой России» Светлана Бессараб. Она заявила, что инициатива содержит множество ошибок, не согласована с заинтересованными сторонами (работодателями и профсоюзами) и носит «явно популистский характер».
Придем ли мы к шестичасовому рабочему дню
Сазанова напомнила, что внедрение шестичасового рабочего дня обсуждалось еще в конце 1940-х в СССР. Однако тогда, в условиях плановой экономики, все затраты и производительность труда были учтены. В рыночных условиях же это невозможно.
Тем не менее экономист не исключает, что в будущем человечество придет к сокращению рабочего времени до шести часов в день или введению четырехдневки. Причем произойти это может достаточно скоро, например в ближайшее десятилетие.
«Это должно быть на технологической основе. То есть распространение искусственного интеллекта, дополненной реальности, облачных вычислений и блокчейна – все это позволит быстрее координировать взаимодействие в экономике, в том числе по линии продавец-покупатель. Но мы далеки еще от того, чтобы ИИ дополнял всех работников на всех местах», – говорит Сазанова.
Она напомнила, что когда-то люди работали на заводах по 16 часов, а те, кто предлагал сократить это время, считались «едва ли не виновниками в развале государства». Однако развитие технических средств привело к росту производительности труда.
Рабочие стали производить больше продукции за меньшее время. Это позволило промышленности сдвинуться в сторону социально ориентированных изменений.