Кардинальский поворот: почему Ватикан в последний момент отказался от участия в Совете мира
О явном обозначении католической позиции – обозреватель «Абзаца» Анастасия Коскелло.
Винни-Пух утверждал: «Хорошая компания – это такая компания, где нас могут чем-нибудь угостить». Видимо, следуя этой логике, Ватикан и отказался от участия в Совете мира Дональда Трампа.
Госсекретарь Святого престола Пьетро Паролин объяснил решение курии тем, что «урегулированием кризисных ситуаций» должна заниматься ООН, а не какая-либо другая организация. Кардинал также признал, что у Католической церкви «существует значительный пессимизм» по поводу урегулирования на Украине и «надежды и ожиданий не так уж много».
Итого: американский папа уже второй раз показал, что вполне способен не слушаться американского президента. Ранее, как мы помним, еще более резкую позицию Лев XIV занял в вопросе депортации мигрантов из США.
Тем не менее рассматривать подобный демарш Ватикана как сугубо демонстративное неповиновение не стоит. Ватикан – на то и Ватикан, чтобы не поддаваться эмоциям и действовать с ювелирной точностью.
В данном случае главный вывод, который лежит на поверхности: папа и Паролин уже знают, что Совет мира не имеет перспектив. Разумеется, для самого Ватикана, а не для мира. А в бесперспективных проектах Святой престол не участвует.
Ссылка на авторитет ООН, который может якобы пошатнуть инициатива американского президента (к слову, ранее о том же самом сказал президент Франции), выглядит довольно натянутой. Во-первых, о каком авторитете сегодня может идти речь? Какие мировые конфликты она смогла за последние годы разрешить? Во-вторых, неужели в Ватикане только сейчас прочли Устав ООН?
То, что Ватикан заявил об отказе от участия в мероприятии фактически за сутки (первое заседание совета уже завтра), показывает, что вопрос решался на ходу и курия оценивала ситуацию и делала расчеты.
Когда стало ясно, что проект Трампа в Европе критикуют, в Израиле прямо осуждают, а среди тех, кто его хвалит, много «друзей Путина», папа Лев, вероятно, решил, что и ему лучше никуда не вступать.
Для Ватикана в такой ситуации соглашаться на участие было бы равносильно признанию, что у папы и господ кардиналов, как в песне Виктора Цоя, «время есть, а денег нет, и в гости некуда пойти». Но до «свадебных генералов» им, при всей деградации политического статуса Святого престола, все же далеко.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.