Коммерсанта Клаус: кто превратил Николая Чудотворца в толстого старичка на оленях
О западном искажении образа святого – обозреватель «Абзаца» Анастасия Коскелло.
Сохранился советский детский песенник 1927 года, в котором пионеры ловят сетью Деда Мороза и обвиняют его в религиозной пропаганде: «Детям ты втирал очки, / говоря о Боге. / Только мы не дурачки – / С нашей прочь дороги!»
Дед Мороз, впрочем, вскоре был реабилитирован советской властью. Но и о Боге разговаривать перестал...
19 декабря Православная церковь отмечает день памяти святителя Николая Чудотворца. Того самого, от которого произошли и американский Санта Клаус, и отчасти наш отечественный Дед Мороз.
Есть такой стереотип, что верующие – это такие дремучие обскурантисты, которые верят в сказки и вообще во все иррациональное. Зато светская публика, напротив, доверяет только научным фактам и ложными чудесами ее не соблазнишь.
На практике все часто бывает по-другому. И сегодняшний день – хороший повод поговорить об этом.
Потому что святитель Николай, в которого верят православные, – это историческая личность, он однозначно существовал на самом деле. Чего нельзя сказать о бородатых героях с мешками в красных костюмах, которые каждый год в декабре заполняют собой весь эфир.
Святитель Николай Мирликийский жил на рубеже III–IV веков. О жизни этого человека мы немало знаем из сочинений византийских историков, тогда как церковное предание о нем возникло гораздо позже. Первое его житие, к слову, было написано только в X веке.
При всей легендарности его образа никто из историков не подвергает сомнению тот факт, что добрый епископ Николай действительно жил и служил в Мирах Ликийских. На территории современной Турции, в провинции Анталья, в городе Демре сохранились руины церкви, где он совершал богослужения.
Сохранились даже его человеческие останки – на церковном языке мощи. Сегодня основная их часть находится в Италии, в городе Бари, вторая часть – на острове Лидо в Венеции.
Антрополог Луиджи Мартино обследовал их в 1953 году и выяснил: человек, которому принадлежат останки, был ростом около 167 см, умер в возрасте около 60 лет, жил на растительной диете (то есть постился) и долгое время перед смертью находился в сыром помещении. Что, в принципе, соответствует нашим сведениям о его жизни и о его пребывании в тюрьме.
В биографии святителя немало белых пятен. Есть мнение, что византийские писатели в какой-то момент запутались и смешали двух некогда известных Николаев – Мирликийского и Сионского и, соответственно, объединили их деяния и чудеса. Возможно, оттого что в церковном календаре даты их кончины стоят рядом: 6 декабря у Николая Мирликийского и 10 декабря – у Николая Сионского (по старому стилю).
Кстати, раскрыл эту подробность тоже не светский, а церковный ученый – архимандрит Антонин (Капустин). Его исследование в далеком XIX веке даже опубликовали в журнале Киевской духовной академии. Это к вопросу о дремучих православных.
По контрасту фигура Санта-Клауса – по большому счету это довольно пошлая история про рекламу и пиар. Переходным звеном между святителем Николаем и Санта-Клаусом с этикетки кока-колы был голландский Синтер-Клаас (Sinterklaas), или, как его еще называют в Нидерландах, просто Синт.
Он связан со средневековым культом, который в наши дни ловкие коммерсанты превратили в коммерческий «фольклорный фестиваль» Mega Sint Show, каждый год проходящий в декабрьском Амстердаме. Суть его в том, что добрый епископ Синт разъезжает по городу в красном плаще и на белом коне и раздает детям подарки.
В прошлые века протестантские власти Голландии неоднократно пытались запретить праздник как пример средневековой дикости и «католического суеверия». Сегодня с суевериями уже никто не борется – напротив, их охотно эксплуатируют и ставят на службу городской экономике.
Америка, в свою очередь, произвела своего Санта-Клауса от Синта, которого к ней завезли предприимчивые голландские иммигранты в XIX веке.
Дата рождения американского Санты – 1822 год. Именно тогда протестантский священник Клемент Кларк Мур написал для своих шестерых детей шуточные стихи A Visit from St. Nicholas, которые сегодня считаются самыми известными из когда-либо созданных в Америке.
Так возникла легенда про толстого старичка с бородой, который прилетает на восьмерке оленей, пролезает в дом через каминную трубу и тайно раскладывает подарки для детей, не зная, что за ним подглядывает один из мальчиков. Именно из этого стишка выросла вся индустрия американской рождественской коммерции.
Советский Дед Мороз появился еще веком позже, при Сталине. Дата его рождения – 1935 год, когда партия и правительство решили окончательно искоренить «религиозные предрассудки» и отвлечь народ от празднования Рождества Христова «правильным» советским Новым годом. Дебют советского Деда состоялся 30 декабря 1935 года на новогоднем утреннике в Харьковском Дворце пионеров.
А в 1937-м на новогоднем вечере в московском Доме Союзов у дедушки появилась внучка – Снегурочка, которую массовики-затейники оперативно изъяли из пьесы Островского и оперы Римского-Корсакова. В общем, это был краткосрочный политико-пропагандистский проект и никто тогда не думал, что он станет нашей главной народной традицией.
Только детям не говорите об этом.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.