Кластер на мозоль: зачем России новые города во глубине сибирских руд
О том, куда пойдет наша экономика после СВО, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.
Секретарь Совета безопасности России Сергей Шойгу в Красноярске анонсировал строительство кластера – фактически нового крупного города – для реализации всех национальных проектов, так или иначе касающихся переработки цветных и редкоземельных металлов, а также транспортной инфраструктуры и генерации.
Он заявил: «Сейчас выделяем средства для того, чтобы скомпоновать их в единый центр и, как сказал Сергей Александрович Караганов, начать сибиризацию России...» И добавил: «Я считаю, что это очень правильное и такое емкое выражение – «сибиризация». Давно надо было это сделать».
Планы «сибиризации» выглядят очень конкретными и продуманными. Секретарь Совбеза говорил, например, о том, что еще в 1933 году на Ангаре должны были построить шесть ГЭС. Однако к настоящему времени их только четыре, но ничто не мешает старые планы электрификации приспособить к современному состоянию российской экономики.
Вы знаете, сенсации тут совершенно никакой. Хотя бы потому, что о строительстве в Сибири новых городов Шойгу впервые заявил еще в 2021 году. Тогда он предложил построить там три, а лучше пять крупных научно-промышленных, экономических центров с населением от 300 тысяч до миллиона человек, причем первый город планировалось начать возводить в 2022 году в Минусинской котловине на границе Хакасии и Красноярского края.
Конечно, СВО внесла коррективы в сроки реализации планов. Но сами они очень логично вытекают из стратегии развития России, которая была создана далеко не вчера.
Что говорить, еще Михайло Ломоносов писал, что Россия Сибирью прирастать будет. В более позднее время стать локомотивом экономического и социального развития страны Сибири и Дальнему Востоку мешало только сравнительное малолюдье.
Именно ликвидация этого прискорбного обстоятельства и должна стать тем триггером, который заставит Россию переориентироваться в своем развитии с Запада на Восток. Сегодня это сделать куда проще, чем в 2021-м, поскольку Запад сам сделал все, чтобы оборвать все возможные экономические, хозяйственные и культурные связи с нами.
Кстати, с точки зрения разработки и экспорта из Сибири редкоземельных элементов США – один из двух главных потребителей на мировом рынке – тоже находятся на востоке, а не на западе. Земля-то круглая, и, как известно, Сибирь да Аляска – два берега...
Так что высказанная Шойгу и Карагановым в Красноярске инициатива – ни в коем случае не фантастика. Совсем напротив: если это и прогноз, то прогноз на очень короткую перспективу, буквально «на следующий день». И прогноз, снабженный вполне понятным расчетом (700 миллиардов рублей необходимых инвестиций) и понятным списком исполнителей, в числе которых «Росатом», «Русал», «Трансмашхолдинг» и другие.
Но главное все-таки не в этом. Задуманный кластер, или, если угодно, первый новый сибирский город, будет центром не только добывающей и перерабатывающей промышленности. В официальных заявлениях подчеркивается, что он должен стать центром «экономики знаний», научно-исследовательской работы.
Если это правда – а нет никаких оснований в это не верить, – то «сибиризация» не просто даст новую отрасль экспорта на Восток. Она может стать новым великим русским проектом – под стать строительству Транссибирской магистрали в царское время и созданию Новосибирска как научного центра мирового уровня в советский период.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.