Абзац
Абзац
Фото © Wikipedia / The White House

О том, кого и как собирается победить президент США, – обозреватель «Абзаца» Андрей Перла.

«Мы отменили встречу с президентом Путиным – мне это казалось неправильным. Мне казалось, что мы не добьемся того, чего должны добиться. Поэтому я отменил встречу, но мы проведем ее в будущем», – сказал президент США. И тут же, буквально не сходя с места, объявил о новых санкциях против России, точнее, против компаний, аффилированных с российскими нефтепроизводителями. Тут и европейские поджигатели войны рады стараться: 19-й пакет санкций уже наготове, вот-вот вступит в силу.

Граждане любители и почитатели Трампа в Москве тут же погрустнели – он «опять не наш слон». Граждане радетели за похабный мир совсем погрустнели и стали причитать, что гипс снимают, клиент уезжает и переговоры с США зашли в тупик.

Однако на самом деле позиция Вашингтона совсем не выглядит однозначной. Штаты, как и прежде, хотят провести встречу с Россией, заявил госсекретарь Марко Рубио: «Мы всегда будем заинтересованы в сотрудничестве, если появится возможность достичь мира». А Трамп, со своей стороны, уже привычно добавил, что он вовсе не уверен в действенности вводимых против России санкций. Еще бы он был уверен, если первое следствие его заявлений – выгодный Москве рост нефтяных котировок на 3%.

Что же происходит с мирными переговорами на самом деле? Ничего неожиданного. Трамп, как мы уже много раз видели и много раз об этом писали, действует очень последовательно: за отступлением и мнимой готовностью уступить следует новый наезд на контрагента, но слабее предыдущего. Контрагент не ломается и не собирается сдавать позиции – значит, будет новый откат и новый наезд, но еще слабее. И так до тех пор, пока контрагент не сочтет компромисс приемлемым.

Это действенная, понятная и эффективная стратегия, отнюдь не новая. Трамп действует как торговец или покупатель на восточном базаре: для начала назначает за товар заведомо слишком высокую (или слишком низкую, главное – неприемлемую) цену и ждет встречного предложения.

Другое дело, что Россия не торгуется. Условия мирного соглашения с Западом вообще и США в частности с нашей стороны известны и не меняются. Намедни министр иностранных дел Сергей Лавров в очередной раз указал: мы устраняем первопричину конфликта. Мы не можем оставить Украину в руках нацистов.

Это ясные условия, и в США их прекрасно понимают. Понимают, но не могут раз за разом не пробовать их смягчить.

Потому что цель Трампа состоит не только в том, чтобы урегулировать отношения с Россией и начать в дальнейшем делать с нами бизнес. Трампу нужно показать всем (своим избирателям, европейцам, всему миру), что он одержал победу. А для этого нужно получить право говорить, что русские пошли на уступки.

В то же самое время ему очень нужно закрепить свою власть над Евросоюзом, точнее, над европейской экономикой, сделать ее абсолютно зависимой от США. Для этого ЕС должен еще глубже закопать перспективы своего экономического роста, израсходовав все возможные ресурсы на противостояние с Россией.

Трамп отлично умеет добиваться своего. С 1 января 2026 года в Европе запрещено покупать и перепродавать российские энергоносители. Уже сделаны заявления о том, что Европа не вернется к закупкам российского газа даже после заключения мира на Украине и даже после того, как все санкции против России будут сняты. Это значит, что Европа будет полностью зависеть от поставок газа, которые контролирует США, – в виде СПГ или по трубе из Турции, это детали.

Европа сможет утешать себя тем, что таким образом нанесла ущерб России. Но победителем действительно выходит Трамп, который делает европейскую экономику абсолютно неконкурентоспособной по сравнению с американской.

Ради такой «великой цели» можно и отложить встречу в Будапеште. Money first.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

США Россия Владимир Путин Дональд Трамп