Абзац
Абзац
Фото © Валерия Калугина / ТАСС

О правильной депутатской идее – обозреватель «Абзаца» Дмитрий Попов.

 

Удивительно, но в нескончаемой череде депутатских запретов всего на свете иногда встречается зерно здравомыслия. Сейчас вот в СМИ обсуждают попытку запретить «неправильные игрушки» – всех этих Лабубу, Хагги-Вагги и прочих монстров скопом. Мол, сколько можно запрещать, заняться, что ли, больше нечем? Однако стоит разобраться.

В тысячный раз повторю: в современном мире новости нужно читать дальше заголовка (в идеале – вообще найти первоисточник, но тут, понятно, я хочу невозможного). Так вот, ни о каком прямом запрете импортных игрушек речь не идет.

Комитет Госдумы по развитию гражданского общества провел 9 октября круглый стол на тему «Игрушки как канал скрытой пропаганды». Его участники всего лишь высказали идею, что нужно ввести психолого-педагогическую экспертизу товаров для детей. Фильтр поставить. И законопроект такой готовится.

Подобный барьер действительно необходим на государственном уровне. Потому что идеология, или (поскольку у нас не любят это слово) традиционные ценности, ведь впитывается с детства. Вся окружающая действительность на это влияет.

Малоизвестный факт: строчку «Пластмассовый мир победил» Егор Летов написал, когда заметил, что те игрушки из натуральных материалов, с которыми они в детстве играли с братом, оказались вытеснены пластиком.

Строчка эта, как и многое в творчестве «Гражданской обороны», оказалась провидческой и ныне актуальной – стала символом антиутопии, где реальность «ломтика июльского неба» подменяют голубые экраны Windows.

И мало кто вспомнит и этот пример: отечественные «либералы» одно время выступали с критикой «военных» игрушек. Мол, все эти пистолеты-автоматы, танчики и самолетики формируют из российских детей милитаристов. Конечно, им не нравилось, что наши мальчишки с детства узнавали, что есть такая профессия – Родину защищать.

Не нравились им и куклы для девочек, поскольку те таким образом обыгрывали традиционные женские роли. Играли в нормальную семью.

А вот чему научит ребенка условный черт с рогами? Тому, что зло может быть другом, зло такое милое и симпатичное, зло приемлемо?

Есть ведь и тоньше моменты. Не будешь обнимать Хагги-Вагги – он задушит тебя во сне. Это чему учит? Подчинению монстрам? А если на более глубоком уровне – так размывается граница между добром и злом.

Не надо играть с чертом. Можно доиграться.

Какой-нибудь Барби-Кен чему научит? Что есть не только мальчики и девочки, но и немыслимые кадавры? И тому, что это норма?

Так что вопрос, как через игрушки формируется мировоззрение, очень серьезный.

Игрушки вполне могут подменить в сознании ребенка традиционные ценности, сломать систему координат, с которой наши дети выходят в жизнь.

Тем более сейчас, когда собственное производство игрушек составляет всего 9%, а все остальное завозят. И капиталисты распространяют в первую очередь то, что принесет прибыль, что хорошо продается, то есть раскрученное на Западе. Модное и современное в их системе ценностей, отличающейся от нашей.

Так что же плохого в том, что вопросом отсева займутся профессиональные психологи и педагоги?

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

образование Россия Госдума дети игрушки