Заманчивое приложение: как Instagram* превратился из невинной соцсети в оружие врага
Фото © Freepik

К 15-летию популярного сервиса – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

Запрещенной экстремистской соцсети 15 лет. Даже для человека это почти взрослый возраст, а для стартапа, рожденного в «гараже», так совсем солидно.

За эти годы приложение для самопрезентации дурнушек, использовавшее для своего продвижения в основном тягу подписчиков к эксгибиционизму, превратилось в мощное орудие – в транснационального поставщика ненависти и клеветы.

Начиналось все невинно – с того самого «гаража». Это, конечно, метафора. Молодые и бодрые разработчики, выпускники дорогущих университетов США, не были ущемлены в средствах. Один – отпрыск опытных корпоративных управленцев в области цифровых услуг, второй – сын бразильского миллионера.

Средства на создание очередной сетевой игрушки – компиляции функций уже существовавших на тот момент соцсетей и мессенджеров – были привлечены у венчурных фондов. Капитал тогда сильно увлекся стартапами, скупал и финансировал их буквально пачками. Если сотня новорожденных начинаний, скупленных на этапе разработки, давали перспективу развития одного-двух, вложения окупались.

Пользователей привлекали вполне профессионально. Используя индустрию. Дополняли приложение новыми фишками, чтобы размещенные в нем селфи выглядели эффектнее.

И, конечно, готовили приложение к продаже монстру. Стартап 2010-х – это всегда предложение для крупной корпорации купить разработку. Это не для того, чтобы оставить след, и не для того, чтобы чем-то одарить или облагородить мир. Исключительно для денег.

Ребята продешевили. Их коллеги, имевшие более крепкие нервы, вытащили из той же корпорации за разработанный ими мессенджер – один из десятков подобных ему – в 10 раз больше.

Получив по 300 миллионов, бывшие владельцы отправились сочинять новые продукты. Чего корпорация вовсе не желала, поэтому привязала их должностями и акциями – сидите тут. Не надо ничего выдумывать – вы теперь богаты. Пусть придумывают те, у кого таких денег нет, а мы скупим подешевле.

Гламур и приглаженная фильтрами иллюзия «нельзяграмма», как его насмешливо именуют у нас после решения о блокировке в стране за то скотство, которое устроили вполне осознанно и намеренно владельцы сети, когда им нужно было услужить своим политическим хозяевам в деле разжигания ненависти и вражды к нам, наполняли мозги пользовательниц, вытесняя реальность жизни. Снятие «запрета на язык ненависти», проведенная владельцами военная кампания против нас и союзной нам Белоруссии – омерзительное разоблачение.

За умильными мордашками все эти годы скрытно накапливали целые дивизии оккупантов цифрового пространства, которых и выпустили в бой с нами владельцы крупнейшей корпорации – одного из самых грандиозных активов конгломерата Vanguard – BlackRock в электронном мире – компании Мета*. Заткнуть эти гадкие потоки вранья и мерзости, направленные корпоративной структурой нам в лицо, было решением не просто оправданным, а стратегическим.

Миллиардная сеть целиком и полностью предоставила себя в арсенал агрессивного нападения на наш дом.

Поведение ее модераторов и админов также было откровенно враждебным и односторонним. Блокировки аккаунтов российских пользователей прокатились широкой волной репрессий. Поверившие в стандарт открытости и в возможности «продвижения» ощутили на себе неизбирательность «банмахера» и потеряли доступ не только к своим материалам, доверчиво предоставляемым сети, но и вообще ко входу в нее.

Так что же это за культурное явление, много лет намеренно развращавшее своих пользователей, принуждая их к бесконечному бегу за подписчиками и фильтрации своих изображений?

Что дало оно нам – людям планеты, кроме искривления нашего представления о себе и мире? Кроме замены ценности созидания и служения контрафактом «успешности» и гедонизма? К чему сподвигло миллиарды пользователей, кроме навязчивого выпячивания своих несуществующих сторон и бессонного наблюдения за жизнью блогеров, выпрыгивающих из белья ради того, чтобы зацепиться зубами за секундную популярность и легкие, почти невесомые, деньги от рекламы всякой чепухи или даже опасных для психики программ?

Как выяснилось, жить без этого продукта легко и приятно. Не нужно бежать сломя голову ради публикации поста по графику – иначе вылетишь из топа, потеряешь лайки, пропустишь сообщение…

Этот гибрид растления, ненависти и войны достался нам в период всеобщего увлечения гламуром и легкостью бытия, буржуазностью и стремлением к сверхпотреблению.

Ничего нам не дал и ничего нас не сумел лишить, когда растворился в небытии – там же, откуда был нам подкинут барыгами. Его падение – этическое, провозглашенное изначально – нам доказало всю тщетность и суетность этой возни, где человеческое плоско и двухмерно. Где нет объема личности или явлений.

Все приглажено и уплощено под катком асфальтоукладчика крупных корпораций, не видящих в человечестве ничего, кроме прибыли и возможности своего всевластия.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

*Экстремистская организация, деятельность которой запрещена в России.

Рекомендуем