Абзац
Абзац
Фото © hdpic.club

К 105-летию со дня выхода первого советского танка – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

Первый советский танк «Красное Сормово» с именем «Борец за свободу тов. Ленин» можно и сегодня увидеть и даже потрогать – в Бронетанковом музее в Кубинке. Правда, многие не верят, что это настоящий танк. Дескать, да как в этой клепаной коробке вообще мог поместиться человек?!

Скорость этого чуда техники – 16 километров в час, причем только по хорошей дороге. Вооружение – короткоствольная маленькая пушка. Бронирование – только против пуль.

Тем не менее при виде этого малыша нельзя не испытывать чувства гордости – пусть неказистый, но все-таки наш. Первый.

Только представьте себе: Петроград, 1920 год. Некогда блистательная столица поверженной великой империи погружена в голод и тотальную разруху – в домах нет ни воды, ни света, не работает канализация. Жители разбегаются, на улицах – бандитизм, с которым не справляется даже революционный террор.

И в это время инженеры Путиловского завода пытаются не просто скопировать французский танк «Рено», но усовершенствовать его конструкцию. Мощностей для производства не хватает – в городе нет броневых листов, и тогда чертежи танка пересылают в Нижний Новгород, где находится общество железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово». Там недавно делали броневые катера для Каспийской флотилии, там есть запасы брони.

В итоге к 31 августа 1920 года на заводе была выпущена первая серийная партия танков – всего 14 штук.

Вскоре их переименовали в танки МС-1 («Малый Сопровождающий» или же просто Т-18). Правда, не пройдет и 10 лет, как «эмэски» будут сняты с вооружения как безнадежно устаревшая рухлядь, хотя некоторые из них успеют повоевать с китайцами во время конфликта на КВЖД.

Зато именно этот крохотный танк помог советским инженерам понять наш особый путь, превративший Советский Союз и Россию в лидера мирового танкостроения.

Более того, именно русских инженеров можно считать и основателями бронетанковых войск.

Еще в августе 1914 года мастер Русско-Балтийского машиностроительного завода в Риге Александр Пороховщиков обратился в ставку Верховного главнокомандования русской армии с предложением оригинального проекта быстроходной боевой гусеничной машины.

Увы, он опередил свое время на несколько лет, ведь тогда все генералы полагали, что военная кампания против Германии не займет больше шести месяцев. И рисовали на картах планы походов бравых гусар, драгун и кавалергардов – как в старые добрые времена. А зачем гусарам какие-то непонятные машины? И проект Пороховщикова на много лет отправили «под сукно».

Но затем в дело вступили пулеметы и пушки, под огнем которых погибли практически все кавалерийские полки. Армии встали в глухую оборону, превратив линию фронта в гигантскую систему траншей, дотов и блиндажей, минных полей и проволочных заграждений. И по всей Европе принялись изобретать новое оружие для прорыва фронта.

Конечно, к тому времени уже существовали бронеавтомобили, но колесная техника вязла на бездорожье, а ведь на войне нужно было преодолевать не только грязь, но и рвы с траншеями.

Первая попытка была сделана в 1915 году русским капитаном Николаем Лебеденко. Это был начальник опытной лаборатории военного министерства, который создал гигантскую бронированную платформу на трех колесах (два больших и одно – рулевое – маленькое). На платформе размещались пушки и пулеметы, которые сверху могли поливать огнем солдат противника в траншеях. К сожалению, на первых же испытаниях танк Лебеденко из-за своей огромной массы застрял в подмосковном болоте.

Тогда настала очередь англичан. Уильям Фостер – инженер из Адмиралтейства, прежде работавший над проектами линкоров, предложил просто поставить «как бы корабль» на гусеницы – типа тех, что использовались на американском тракторе марки «Холт». Так появились неповоротливые сухопутные «линкоры» – танки Mk I. За ними и немцы стали производить свои дредноуты – «штурмпанцервагены» A7V, само воплощение тяжеловесного германского духа.

Но вот французы предпочли другой метод – не штурмовать в лоб укрепрайоны, а обойти их с флангов. И стали производить маленькие и легкие танки «Рено».

С тех пор практически весь ХХ век шел спор между конструкторами, что лучше – медленная машина с мощным вооружением и мощной броней или легкая, но маневренная техника?

Красная армия в первые годы была поклонницей французской стратегии. Маршал Тухачевский в конце 20-х даже предлагал создать несколько танковых армий с тысячами радиоуправляемых танков-дронов.

Но в Политбюро от подобных фантастических планов отказались, ведь для выпуска подобной армады потребовалось бы перевести на военные рельсы всю промышленность Советского Союза. Вместо этого в РККА решили совместить достоинства танков обоих типов. И придумали средний танк – Т-34, который по итогам Второй мировой войны был признан лучшей боевой машиной мира.

Ну а нынешние сражения с ВСУ только подтвердили старую истину: даже в эпоху полного господства дронов без поддержки танков в наступлении трудно обойтись. При этом неважно, тяжелые это танки или легкие, главное – большой «мангал», то есть антидроновая защита.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции. 

оружие Россия СССР танки