Питать старость: что не так со словами Родниной о пенсиях
О резонансном высказывании одной народной избранницы – обозреватель «Абзаца» Юрий Шумило.
Как говорится, за живое… Депутат Госдумы и по совместительству великая советская фигуристка Ирина Константиновна Роднина высказалась по поводу пенсий в нашей стране.
Дескать, неча пенять на маленькие пенсии и взывать к справедливости, а следует самим с молодости задумываться о своем обеспечении на закате жизни. В некоторых странах пенсий вообще нет, а у нас, по выражению фигуристки, она хотя и есть, но относиться к ней следует как к пособию по старости, а не зарплате.
Сразу сознаюсь: сам я пенсионер и пенсия у меня не персональная, не депутатская, а маленькая. Только на нее не прожить. Но претензий к государству не имею. Спасибо за бесплатный проезд в общественном транспорте и за то, что хоть что-то на старости лет каждого пятого числа падает на карточку.
Применительно к себе припоминаю слова Михаила Самуэлевича Паниковского: «Он и на это не наработал».
Поэтому, в принципе, в самом высказывании Родниной хулы не вижу – пенсия складывается из подсчета совокупности заплаченных налогов, из отчислений, но ее размер напрямую зависит от зарплаты в период работы. И даже прохождение срочной службы в армии играет положительную роль в формировании конечной суммы.
Существуют категории граждан, которым платят повышенные пенсии за особые заслуги.
Шахтеру-стахановцу за работу в забое платили больше, чем организатору кинопроизводства, поэтому и пенсия у него, наверное, больше. А я проработал в кино по принципу «то густо, то пусто» – и на выходе пенсия маленькая.
Но претензии, повторяю, только к себе. Жил одним днем. Коллеги скопили на старость, а я как-то не озаботился. Сам виноват.
Так что соглашусь с депутатом Родниной в одном: государству спасибо по-любому за то, что индексации пенсии проходят регулярно, хоть они и символические. В лихие 90-е казалось, что и на это рассчитывать не придется.
Несколько покоробило, что эти слова были произнесены именно Ириной Родниной, которая к жизни среднестатистического гражданина имеет отношение, прямо скажем, далекое.
С момента прихода в фигурное катание и уж совершенно определенно с начала ее звездной карьеры на льду Ирина Константиновна существовала в несколько отличных от остальных обстоятельствах жизни: талоны, снабжение спортивной формой, поездки по всему свету (с обязательными суточными в валюте), доступ к дефицитным товарам и другие «ништяки», вполне, кстати, заслуженные.
По окончании спортивной жизни государство в лице разных ответственных чиновников как могло (а иногда и сверх того) продолжало выдавать Родниной преференции. К этому претензий нет.
В конце концов, Ирина Константиновна по полному праву в Книге рекордов Гиннесса за совокупные спортивные и тренерские достижения.
Поэтому с сутью сказанного депутатом согласен. Пенсия – пособие по старости, выплачиваемое исходя из сложно вычисляемой пользы гражданина для государства. Пенсия – штука гуманная, но для большинства маленькая.
И произнеси эти слова кто-нибудь из депутатов, избранных по «рабочей сетке», – обсуждать было бы нечего. Но депутат из рабочих почему-то ничего про это не сказал, а высказалась Ирина Константиновна.
Есть такое понятие – «депутатская этика». Оно не про мат с трибуны Госдумы, а про нечто более тонкое, на уровне интонаций и прочих деликатных обстоятельств. Вот понимания тонких деликатностей и хочется пожелать депутату Родниной, а в остальном – все верно.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.