В главных ролях: почему Олег Табаков до сих пор живет среди нас
К 90-летию со дня рождения легендарного артиста – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Актер, режиссер, педагог, созидатель. Таким был Олег Павлович Табаков. Он и его роли в кино (их было больше 120) знакомы и любимы, но всю свою жизнь он посвятил театру. Театру с большой буквы.
Еще 20-летним студентом Школы-студии МХАТ он вместе с актерами Галиной Волчек, Евгением Евстигнеевым, Виктором Сергачевым, Игорем Квашой, Лилией Толмачевой под руководством Олега Николаевича Ефремова принял участие в основании знаменитого театра «Современник».
С первой роли студента Миши в спектакле по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» и далее в течение четверти века Табаков был одним из ведущих актеров театра. Там же стал режиссером, и даже занимал позицию главного режиссера.
«Современник» – главное театральное явление столицы периода «оттепели» – изменил отечественный театр. Снял с него оковы классицизма и патину канона, покрывшую театральное искусство к концу периода сталинского руководства. Зрители не только внимали, но и оставались в театре, иногда до утра, чтобы обсуждать с актерами и режиссером постановку, спорить, прояснять.
Позже, когда прославленный уже Табаков служил во МХАТе, он стал одним из тех, кто снова не устоял перед зовом новизны и принял участие в разделе театра. А после возглавил его.
Прямой диалог со зрителем, свобода самовыражения актеров и постановщиков всегда были ему дороги.
Созидание и стремление к новому сподвигло Табакова на создание еще одного «подпольного» в прямом смысле театра, который был им обустроен в бывшем угольном складе – в подвале дома на улица Чаплыгина в Москве. Театр «Табакерка».
Его закрывали и запрещали. Табаков отстоял свое детище. И сегодня театр входит в список самых влиятельных сцен страны.
Олег Павлович много преподавал. В родной Школе-студии МХАТ, где был и завкафедры, и ректором. На Высших курсах. В ГИТИСе. В своем театре. Считал эту сторону своей деятельности едва ли не более важной, чем игра в театре и кино, режиссура и руководство театрами.
Его роли – исключительно яркие. Невозможно было не заметить Табакова даже в эпизодах. Он появлялся вдруг и расцвечивал картину в свои неповторимые цвета.
Его дар перевоплощения, несмотря на запоминающуюся и узнаваемую внешность и органику, поражал. Ему больше шли комедийные роли. Но его исполнение никогда не было формальным – в рамках комического амплуа. Всегда живой, эксцентричный, но настоящий, он воплощал в кино королей, героев классических произведений русских писателей, революционеров.
Перечислить полюбившиеся всей стране роли Табакова бесполезно и не нужно, если только не для проведения викторин по его творчеству. Каждый из нас может, не подгадывая в источники, назвать дюжину милых именно ему персонажей, исполненных Табаковым. И каждая роль – точное попадание в образ, в сердце зрителя, в его память.
Для меня лично его роль Искремаса в фильме Александра Митты «Гори, гори, моя звезда», пожалуй, наилучшим образом презентует самого Табакова – беспокойного, неутомимого творца нового, преданного своему делу.
Олег Павлович Табаков – не строка, не страница, это целый многотомник в истории нашего театрального и киноискусства.
Его долгая, но, конечно, недостаточно долгая для зрителя, влюбленного в его актерский дар, творческая жизнь, оборвавшаяся в 2018-м, составила мощнейший фундамент для созидания и развития творческих сил на годы и поколения вперед.
Сегодня, когда мы отмечаем 90-летие мастера, уже в его отсутствие среди нас, мы помним его молодым и зрелым, умудренным опытом и вечно ищущим. Таким, каким он стал для каждого из нас, открывая нам кино и театр, новые актерские имена и талантливых режиссеров. Творцом, живущим с нами и сейчас деятельно, бодро, пламенно – по-табаковски.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.