Бэрримор по колено: за что зритель полюбил Александра Адабашьяна
Фото © «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», режиссер Игорь Масленников / Kinopoisk.ru

На юбилей артиста – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.

Художник-постановщик – одна из самых загадочных профессий в кино. Если в театре работа художника обращает на себя внимание (декорации, антураж, реквизит), то в кино – крайне редко.

В самом деле, театр – это новое прочтение, амбиции, экспрессия, необходимость уйти от предыдущих постановок классических и хорошо знакомых зрителю пьес.

В кино от художника требуется совсем иное – правда жизни. Соответствие эпохе. И чем меньше эксперимента и вычурности, тем с большим удовольствием зритель воспринимает картину, за которой стоит всегда большой творческий труд художника. Труд в смысле его заметности неблагодарный.

Профессию художника кино Александр Артемович Адабашьян выбрал не сразу. Выпускник художественно-промышленного училища, он овладел профессией художника по обработке металла. Мужественной, травматичной, традиционной для российской культуры, но не для московского парня из приличной, как тогда говорили, семьи. В выборе такой сложной деятельности уже чувствовался характер – самостоятельный, отважный.

В кино пришел по дружбе. Кто-то сказал бы «по блату», но это не так. Адабашьян помог своему другу Никите Михалкову в работе над его дебютом.

Никто тогда не мог знать, насколько важным для нашего кино станет это приобретение – режиссер Никита Михалков. Сколько замечательных любимых фильмов создаст он для зрителя. И во многих этих фильмах примет участие Александр Адабашьян. Как художник, сценарист, актер.

Наверное, я не сильно ошибусь, если предположу, что зритель узнал Адабашьяна сначала как актера.

Лично я увидел и отметил для себя его игру в фильме «Пять вечеров», где он сыграл деликатного и суетливого инженера Тимофеева – верного друга главного героя, попавшего в непростую ситуацию и вынужденного выбирать между истиной и верностью другу. Роль небольшая – всего два появления на экране – но важная.

Сложно было определить амплуа – то ли это резонер, то ли благородный отец – но, как в пьесах Александра Володина, в том числе по которой и поставлен фильм, так и в фильмах Михалкова, маленьких ролей нет. И на каждого персонажа возложен особый груз ответственности за цельность произведения.

Но не стану лгать. Это случилось позже. Первое настоящее открытие актера Адабашьяна – конечно, Бэрримор в саге Игоря Масленникова о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

Невысокий, крепкий, с большой головой, что сразу обнаруживает наличие недюжинного ума, скупой в движениях, особенно на контрасте с киноженой, мастерски исполненной Светланой Крючковой, строгих нравов человек – хозяин и распорядитель в поместье Баскервилей. Тогда и возник интерес – кто этот чудесный неизвестный?

Советский зритель был внимателен и пытлив. И почти сразу после выхода в 1981-м «Собаки Баскервилей» по рядам прокатился восторженный шепот – перед ним возникла тайна, которую непременно следовало разгадать.

Быстро прошерстив информацию, почерпнутую из титров «Собаки», зритель собрал целое досье. Оказалось, что Адабашьян ему давно знаком и даже любим им.

Тогда-то и вспомнилась роль Тимофеева в картине «Пять вечеров», и всплыли сведения о его вкладе в качестве сценариста в такие работы, как «Неоконченная пьеса…», те же «Пять вечеров», «Транссибирский экспресс», «Несколько дней из жизни Обломова». В качестве художника уже названных картин, а также «Свой среди чужих…», «Раба любви», «Родня», где ему тоже достались сразу две маленькие роли: горделивого официанта Сани и неприметного стекольщика на перроне.

Зритель стал приглядываться и обнаружил его актерские работы в других фильмах. Стал узнавать и внимательно наблюдать.

В фильмах Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву» и «Храни меня, мой талисман» Адабашьян тоже играл. Убедительно без трюков и грима.

Его уже замеченная зрителем фактура, голос и органика пришлись очень кстати для воплощения характеров, обладающих индивидуальностью, чье даже небольшое появление украшает фильм. Не декорирует, а именно вносит в общее настроение частицу чего-то особого, присутствующего в жизни на некотором отдалении от основной сюжетной линии, но необходимого для полноты картины, ее совершенства.

Я не берусь никак оценивать творческий вклад, который Александр Артемович внес в наше киноискусство. И наверняка упускаю очень многое из того, что стоит отдельного внимания. Я только хотел бы поблагодарить мастера за его искусство, труд и талант в день, когда он отмечает свое 80-летие.

И выразить надежду не только от себя, но и от тех, кто, как и я, полюбил художника, сценариста и актера Адабашьяна, что мы еще и еще будем иметь возможность восторгаться его творчеством.

Многая лета, мастер!

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

Рекомендуем