Абзац
Абзац
Фото © Maria Grazia Picciarella / Zuma / ТАСС

О позитиве папы римского там, где стоило бы плакать, – обозреватель «Абзаца» Анастасия Коскелло.

Папа римский Лев XIV во время воскресной проповеди 10 августа приветствовал соглашение между Арменией и Азербайджаном, которое Ильхам Алиев и Никол Пашинян подписали в Вашингтоне в присутствии президента Трампа. Понтифик назвал произошедшее символом надежды и сказал, что договор «будет способствовать стабильному и долгосрочному миру на Южном Кавказе».

За фасадом красивых слов и якобы миротворческой риторики – весьма тяжелая реальность. Святой престол – на стороне победителя и признает безусловное право Азербайджана на Нагорный Карабах.

Для армянской стороны это, безусловно, история еще одного предательства. Для экспертов и аналитиков – повод заключить, что роль собственно религии в мировой политике очень невелика и альянсы сегодня формируются исходя не из представлений о вере и традиции, а из сиюминутной политической конъюнктуры.

Ватикану можно лишь посочувствовать: на наших глазах он теряет политическую субъектность. «Первый американский папа» при Трампе оказывается если не в положении патриарха Сергия (Страгородского) при Сталине, то в положении патриарха Пимена при Политбюро ЦК КПСС. То есть понятно, что, исходя из его религиозных взглядов, ему может многое не нравиться, он может быть не согласен, но за статус приходится платить. И «линию партии» отрабатывать.

В этом главный контраст между папой Львом и папой Франциском.

Аргентинца критиковали за эксцентричность, эмоциональность и ляпы по острым политическим вопросам. Тем не менее Франциск всегда пытался играть свою игру, настаивал на особом положении Церкви и в сложных конфликтах, таких как русско-украинский и армяно-азербайджанский, сохранял хотя бы приблизительную равноудаленность от обеих сторон.

За признание исторической правды – геноцида армян 1915 года – прошлый папа навлек на себя гнев Турции (возмущенная Анкара даже ненадолго отозвала своего посла из Ватикана), но его трудно было упрекнуть в одностороннем подходе. Он всегда стремился работать по принципу римского права – audiatur et altera pars («выслушай и другую сторону»). Поэтому, выступая в защиту беженцев из Нагорного Карабаха, он тем не менее принял в Ватикане чету Алиевых и ознакомился с их позицией.

В результате именно при Франциске началось полномасштабное сотрудничество между Баку и Ватиканом. За период с 2020 по 2025 год Азербайджан, по данным медиа, пожертвовал более миллиона евро на реставрацию храмов и памятников Святого престола, включая его легендарную библиотеку. Доброжелательные жесты Франциска в сторону Азербайджана и России вызывали закономерную агрессию в Армении и на Украине, но апостольскому нунцию кардиналу Гуджеротти удавалось всегда остудить горячие головы.

«Мы разговариваем со всеми», – объяснил он как-то позицию папы Бергольо. И этого было достаточно. Настолько, что, когда аргентинский папа скончался, его в равной степени с благодарностью вспоминали и в Ереване, и в Баку.

Перуанец в этом отношении гораздо проще и действует более топорно. Он просто принимает ту сторону, которая нужна Вашингтону (возможно, в расчете на то, что США забудут его неполиткорректные речи в защиту мигрантов, произнесенные до начала понтификата). По Украине – он четко на стороне ВСУ и Зеленского, по Карабаху – на стороне Алиева и Пашиняна (последних не приходится разделять – оба в данном случае работают на турецко-азербайджанский блок).

Поэтому то, что среди патриотов Армении воспринимается как катастрофа, сдача очередных позиций, угроза окончательной утраты суверенитета страны и риск новой большой войны на Кавказе, для нового папы «символ надежды».

Четкая привязка Ватикана к Баку была зафиксирована папой Львом даже на бумаге: 25 июля Святой престол подписал соглашение «по взаимопониманию и межрелигиозному диалогу» с властями Азербайджана. Поэтому дальнейшее его участие в «деарменизации» Нагорного Карабаха теперь выглядит как неизбежность.

Это папа Франциск мог заявлять, что молится за 120 тысяч армян-беженцев из Арцаха, просить мировое сообщество проявлять уважение к вере армян и защитить от вандализма их древние храмы на территории, перешедшей под контроль Баку. Папа Лев, вероятно, просто не может себе позволить такой человечности.

Южнокавказская политика сегодня четко завязана на ситуацию на Украине (в Баку как раз заявили, что будут официально передавать оружие ВСУ, а до этого, скорее всего, и так передавали по неофициальным каналам). И папа просто в очередной раз продемонстрировал, что он «в команде».

Есть, конечно, и так называемая вторичная выгода. Пожертвования от Фонда Гейдара Алиева явно перекрывают многие моральные издержки. В конце концов, высшей церковной иерархии ничто человеческое не чуждо и она во все времена имела склонность поддерживать победителя. Пассионарный и активно наращивающий мускулы Азербайджан, конечно, в этом плане привлекательнее кризисной и клонящейся к закату Армении.

В конце концов, какое дело папе до умирающей нации с ее беженцами, святынями и хачкарами?

О том, что «блаженны плачущие», о том, что Армения – древнейшая христианская страна, а Азербайджан – специфическая мусульманская автократия, играющая в светскость, как и о том, что в Карабахе теперь перестраивают церкви под мечети и бары, в Ватикане, видимо, теперь предпочитают не задумываться.

По древнеримскому опять же принципу. «Деньги не пахнут».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

США Армения Азербайджан папа римский Нагорный Карабах Ватикан