Абзац
Абзац
Фото © Софья Сандурская / ТАСС

К 50-летию подписания Хельсинкского заключительного акта 1975 года, с которого началась Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.

В честь юбилея ОБСЕ в Хельсинки даже устроили специальную конференцию, которая больше напоминает поминки: кто лучше самих участников расскажет о полной никчемности и бесполезности данной международной институции?

Россия, хвала Всевышнему, не была приглашена на это сборище. Мы еще в 2023 году перестали платить взносы в бюджет этой международной говорильни, а затем вышли и из состава Парламентской ассамблеи ОБСЕ, полностью изжившей и свое значение, и свое название.

Напомним, что работа над подписанием Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, которое в 1995 году стало ОБСЕ) шла два года.

Для генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева создание такой площадки для диалога и сотрудничества двух военно-политических блоков стало большим дипломатическим успехом: по сути, Запад фиксировал сложившиеся в Европе границы, отказываясь от своего «особого мнения» по поводу вступления балтийских республик в СССР.

Конечно, многим ястребам не хотелось отказываться от привычных пугалок холодной войны, но Европе после всех топливных кризисов начала 70-х годов уж очень желалось дешевых российских ресурсов.      

Под документом тогда подписались 35 государств, включая СССР, США, Канаду и все страны Европы (кроме Албании и Андорры).

Эх, сказал бы кто тогда Леониду Ильичу, что европейские политики следующего поколения будут относиться ко всем этим заявлениям, декларациям и коммюнике как к обычной туалетной бумаге...

Сегодня в ОБСЕ входят 57 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии и организация буквально разваливается под грузом собственных противоречий.

Причем этот процесс начался задолго до российской спецоперации на Украине – сразу после того, как исчезла международная система сдержек и противовесов и, стало быть, сама необходимость в существовании диалога двух блоков.

Со временем ОБСЕ превратилась в отдел политического контроля при НАТО, чья основная функция свелась к наблюдению за выполнением тех инструкций, которые мировой гегемон спускал в страны – колонии «прекрасного европейского сада». Но даже в этой ипостаси она сумела полностью облажаться, став отстойником для тухлых интриг вышедшей в тираж брюссельской бюрократии.

Из-за этих интриг уже много лет не получается никак согласовать бюджет и график важнейших мероприятий, а поэтому все важнейшие институты в структуре ОБСЕ давно бездействуют. В частности, комиссия по приднестровскому урегулированию или группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху фактически самоликвидировались.

Даже наблюдение за выборами (а ведь прежде это был один из наиболее эффективных инструментов ОБСЕ) давно утратило свою значимость. Проще говоря, всем стало наплевать, что думают слепоглухонемые наблюдатели организации по поводу демократических процедур и думают ли они что-либо вообще.

Связанные с ОБСЕ ключевые механизмы контроля над обычными вооружениями в регионе – Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Договор по открытому небу (ДОН) – давно расторгнуты. Причем не по российской инициативе. «Венский документ» – то есть Договор об обмене информацией о военных силах, оборонном планировании и бюджетах – никем уже не выполняется.

Что еще? Собственно, все. Больше ничем таким значимым ОБСЕ не занималась и не занимается. Если, конечно, не считать многочисленных сборищ, на которых участники традиционно тренируются в обливании России словесной грязью.

Так что, по сути, военная спецоперация против украинского неонацизма стала последним осиновым колом в смердящий труп ОБСЕ и пресловутого «европейского порядка».

Вспомните все скандалы – от передачи ВСУ координат позиций донецкого ополчения, в чем не раз уличали европейских «наблюдателей», до появления у террористов «Азова» (организация признана в РФ террористической) бронированных джипов из автопарка миссии ОБСЕ, что фактически сделало эту организацию одним из пособников международного терроризма.

Ну а пока пусть западные политические мертвецы устраивают танцы с бубнами вокруг своего полуразложившегося голема. Главное, чтобы эту мертвечину они больше не тащили к нам. А это случится, когда европейцы неизбежно захотят восстанавливать отношения, ведь без российских денег, российской нефти и российского газа, российского леса и российского зерна никакой «разрядки» не происходит. Это мы уже проходили 50 лет назад.  

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции. 

Финляндия Европа безопасность ОБСЕ