Башкан не на месте: как арестом Гуцул и прочими репрессиями Санду пытается продлить власть в Молдавии

Протесты с требованием освободить главу Гагаузской автономии Евгению Гуцул не стихают, но Молдавия остаётся хладнокровной к голосу народа. В преддверии парламентских выборов в республике закрываются телеканалы и готовится новый виток цензуры в Интернете во благо «сохранения демократии и высоких европейских политических стандартов». «Абзац» разбирался, как утрата части иностранного финансирования повлияла на скорость и масштаб борьбы с оппозицией в стране.
«Страна, победившая демократию»
Власти Молдавии наращивают темпы по заведению уголовных дел против представителей Партии социалистов. Оппозиционным политикам грозят арестами, уголовными сроками, лишением мандата и запретом занимать публичные должности.
Ранее власти арестовали на 20 суток башкана (высшее должностное лицо в автономии) Гагаузии Евгению Гуцул, которая неоднократно выступала за сближение с Россией и критиковала правительство Майи Санду. Деятеля обвиняют сразу по нескольким статьям, связанным с якобы нелегальным финансированием избирательной кампании в 2023 году.
В понедельник, 31 марта, представитель блока «Победа» Ирина Лозован была приговорена к шести годам лишения свободы по делу о незаконном финансировании партии «Шор». Её адвокат Анатолий Пител отметил, что защита Лозован опротестует вердикт в Апелляционной палате Кишинёва.

В свою очередь, оппозиция страны прямо говорит, что победа Санду на президентских выборах осенью прошлого года была сфальсифицирована, в том числе на средства фонда USAID. Об этом заявила представитель оппозиционного блока «Победа» Марина Таубер, подчеркнув, что люди в республике и международное сообщество понимают: лидер находится у власти незаконно.
В России политическое задержание Гуцул тоже осудили и потребовали от ОБСЕ добиться от Молдавии освобождения политика.
Доктор политических наук, профессор РАНХиГС при Президенте РФ, доцент МГУ им. Ломоносова Наталья Харитонова рассказала «Абзацу», что башкан – антипод Санду. Это политик, которого народ выбрал в двух турах, эти выборы признали, но президент пошла на нарушение закона и не стала вводить Гуцул в состав правительства, чего требует национальное законодательство.
«Режим Санду решил, что сейчас самый подходящий момент разобраться с этой оппозиционной автономией. На мой взгляд, это может привести со временем к полной ликвидации самой автономии. Учитывая, что в течение последних лет права региона без стыда урезались, остался последний аккорд – просто ликвидировать её. К этому Кишинёв будет постепенно идти», – пояснила эксперт.
Своя марионетка
Власти Молдавии, судя по всему, пытаются окончательно решить «гагаузский вопрос», устранив с политической арены Гуцул через суд, чтобы вместо законного, но неудобного башкана назначить главой фигуру менее проблемную – Сергея Чернева. В 2015-м деятель набрал 0,2% голосов на выборах в автономии, а в феврале стал главой территориального бюро канцелярии при правительстве страны в Гагаузии.
«Молдавия окончательно превратилась в страну, победившую демократию. Мы наблюдем все элементы политических репрессий, реализованных режимом Майи Санду и её политических сторонников под кураторством представителей ЕС. Перед очередным электоральным циклом молдавские власти оказались в очень непростой ситуации: США прекратили финансовую поддержку, начиная с прекращения финансирования USAID, а также вещания ряда американских СМИ. А политико-дипломатическая поддержка, которую европейские власти всегда оказывали Молдавии, сейчас в былом объёме осуществляться не может», – полагает Харитонова.

ЕС традиционно поддерживает текущий режим в Молдавии, но сейчас помощь носит ограниченный характер, так как евробюрократия занята другими делами. В Брюсселе, по сути, занимаются ровно тем же, что делает Санду.
Под удар попал, в частности, кандидат в президенты Румынии Кэлин Джорджеску, которого сняли с предвыборной гонки в начале марта. Ещё одна жертва – французский политик Марин Ле Пен, которой 31 марта вынесли обвинительный приговор.
С момента задержания Гуцул гагаузы ежедневно устраивают акции протеста с требованием освободить главу региона. Замруководителя автономии Илья Узун в свою очередь заявил, что попытки Санду тщетны и ей не удастся установить там своё правление после ареста башкана.
Цензура уровня Джорджа Оруэлла
На преследовании политиков власти республики не останавливаются, копируя сюжеты известных антиутопий. Официальный Кишинёв за последние годы закрыл 13 телеканалов и десятки сайтов.
Осенью 2024-го было заблокировано более 100 Telegram-каналов, а 28 марта 2025-го в Молдавии приостановили лицензию на вещание оппозиционного телеканала TVC21. Ирония в том, что сама глава Молдавии до своего избрания давала интервью этому СМИ.
Впрочем, здесь можно проследить свою логику действия в лучших традиция Оруэлла. Но в контексте Кишинёва знаменитая цитата звучала бы как: «Свобода слова – цензура».
Недавно также стало известно, что власти страны намерены ввести цензуру в Интернете накануне парламентских выборов.
«Цензура будет введена, как и слежка за теми, кто делает контент и кто его потребляет. Уже вводится масса новых понятий в юридический оборот от категории «нежелательный контент», вмешательство в выборы, электоральная коррупция и прочее. Одновременно с этим происходит давление на политиков путём заведения на них уголовных дел, но это не новое слово в политике режима Санду. Всё это происходило на протяжении всего срока её правления. Просто сейчас оно принимает совершенно другой размах, потому что и время поджимает, и внешнего ресурса не хватает», – считает Харитонова.

Режим Санду натурально закусил удила. В условиях ограниченной внешней поддержки ЕС власти решили сосредоточиться на том, чтобы перекрыть кислород оппозиционным партиям.
В Молдавии в силу государственного устройства власть президента при недружественном парламенте будет серьёзно ограничена. Поэтому, пользуясь карт-бланшем от ЕС, Санду с целью удержаться у власти приняла решение ударить по оппозиции, добавила эксперт.
Парламентские выборы должны пройти уже в этом году, точная дата голосования ещё не названа, потенциальные сроки – с июля по октябрь. Важность результатов сложно переоценить – они определят будущую политику страны.
Также читайте на «Абзаце» о том, чем не угодила властям Молдавии глава Гагаузии.