Единожды сорвав: как США захотели превратить Китай из врага в союзника против России
О завете Киссинджера – обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников.
В ходе последней президентской кампании в США ведущие персонажи из команды Трампа, да и он сам, не раз говорили, что главным соперником США на международной арене является Китай. И, мол, ошибкой будет продолжение антирусского курса, поскольку тем самым Вашингтон толкает Москву к союзу с Пекином, что ничего хорошего Штатам не сулит.
Собственно, после воцарения в Белом доме Трамп пошел тараном на Китай. Чудилось, будто слон пытается штурмовать посудную лавку. И даже казалось, что начатая им гонка повышения торговых пошлин может достигнуть отметки в 500%.
Однако теперь глава вашингтонской администрации меняет курс буквально на 180 градусов. Тесно связанное с Госдепом издание Foreign Policy публикует примечательную статью, которая является частью подготовки Вашингтона к американо-китайскому саммиту. Он пройдет в конце октября в Пекине, и там, как ожидается, встретятся Трамп и Си Цзиньпин.
Формальным поводом для статьи стала прошедшая только что в Стокгольме встреча министра финансов США Скотта Бессента и китайского вице-премьера Хэ Лифэна. Они как раз обсуждали повестку предстоящего саммита.
И что же выясняется, если верить госдеповскому изданию? Оказывается, у Трампа «хорошее отношение к Китаю» и «в октябре будет объявлено о новом этапе американо-китайской дружбы».
Вот еще несколько удивительных цитат: «Когда Трамп и Си встретятся, они могут назвать свои переговоры большой перебалансировкой и объявить об успехах не только в торговле, но и в других вопросах». Далее: «Трамп и его команда пришли к выводу, что экономики США и Китая настолько взаимозависимы, а цепочки поставок настолько переплетены, что их невозможно распутать за весь его президентский срок».
Вот новость! Оказывается, «в отличие от большинства представителей американского внешнеполитического истеблишмента, <…> Трамп не является ястребом в отношении Китая».
Издание даже приписывает Трампу такие сакраментальные изречения:
- «Я люблю Китай»;
- «Я очень уважаю председателя Си»;
- «Я хочу, чтобы Китай преуспел».
А вот и апофеоз американской техники соблазна: «Точка зрения Трампа на Тайвань в большей степени совпадает с китайской».
Еще в апреле Трамп грозил ввести 145%-ные пошлины против Китая. А теперь риторика Вашингтона напоминает поведение сирен из гомеровской «Одиссеи», призыв которых доложен заставить Китай броситься в объятия американцев и отвернуться от России.
Foreign Policy давит на открытость президента США, подчеркивая, что Трамп «считает, что продуктивные отношения с Китаем являются предпосылкой для бурного развития экономики США».
Нет сомнения в том, что Трамп, буквально надорвавшись в гонке торговых пошлин с Китаем и поняв, что этого дракона «на хапок» не возьмешь, изменил тактику. И теперь того негативного, что прежде было сказано главой администрации США про Китай и Си, как будто бы и не было.
Елейные, обольстительные слова, которые Вашингтон сейчас посылает Пекину, в точности соответствуют тактике, которую некогда советовал «патриарх» американской политики Генри Киссинджер. В интервью журналу The Economist в мае 2023 года он фактически предлагал столкнуть лбами Россию и Китай. По его утверждению, новая архитектура мира будет строиться на основе того, что решат в своем политико-экономическом споре КНР и США.
В этом интервью Киссинджера подспудно усматривалось предложение для Пекина найти консенсус с Вашингтоном, чтобы править миром вдвоем. Места для России в этой конструкции заготовлено не было. Все проблемы американец видел только в разрезе того, что они затрагивают интересы США и Китая.
По Киссинджеру, у Штатов две цели. Во-первых, сохранить гегемонию, спасти рассыпающуюся финансовую систему и сохранить главенство доллара. Во-вторых, устранить два фронта, между которыми в настоящий момент раскорячился Вашингтон, – российский и китайский.
При этом устранить китайский фронт Киссинджер завуалированно предлагал путем поиска компромисса с Пекином, а российский фронт – через уничтожение России, желательно при участии Китая.
Похоже, Трамп выполняет это завещание Киссинджера. И это довольно опасно.
Китай может поддаться соблазну. Такая форма взаимопонимания с США ему весьма выгодна, поскольку при этом он имеет возможность сохранить главное – свое фактическое доминирование в мировой торговле.
В отличие от России, у США и Китая очень многое завязано на деньгах, а потому они могут договориться. Заработок для них выше и морали, и самой жизни.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.