Пан-капкан: зачем Зеленскому нужно было лишать гражданства митрополита Онуфрия
О последовательности причиняемого православию Украины вреда – обозреватель «Абзаца» Анастасия Коскелло.
Лишение предстоятеля УПЦ украинского гражданства больше всего задело тех жителей Украины, которые искренне любят свою страну. У которых в голове не укладывается, чем митрополит Онуфрий мог ей навредить.
К сожалению, эти люди просто находятся в плену иллюзии. Суть иллюзии в том, что всякая власть действует в интересах своей страны и своего народа. Зеленский, по их мнению, хочет «как лучше» для Украины, просто действует ошибочными методами.
На самом же деле бывает по-разному. Бывает власть, которая действует по принципу революционера Чернышевского: «Чем хуже – тем лучше». Зеленскому не нужна стабильная мирная Украина, как не нужно и прекращение СВО. Ему нужна бесконечная «шарманка», на которой он со товарищи зарабатывает.
Больше преследований УПЦ – больше давления со стороны России – больше возможностей просить денег на Западе на поддержку «незалежной».
Было бы на Украине благополучие и процветание – не было бы и всего этого «гешефта».
Митрополит Онуфрий для украинской власти абсолютно не опасен, и поэтому он до сих пор на свободе. Зато при помощи подобных «психических атак» можно продолжать терроризировать украинское духовенство, поощряя и без того многочисленные скандалы и разделения.
Собственно, результат налицо (и его можно было спрогнозировать): архиереи УПЦ разругались в пух и прах. Одни собирают подписи под верноподданническим письмом в поддержку митрополита Онуфрия и убеждают «господина президента», что Блаженнейший «всегда молился за Украину». Другие – ругают первых как предателей и приспособленцев и готовы защищать светлый образ предстоятеля от их грязных рук.
Простые украинцы смотрят на это с болью и отвращением, особенно в контексте нынешних событий в Армении: увы, в отличие от Армянской апостольской церкви, УПЦ не способна консолидировать общество. Она его только дополнительно разделяет.
Разговоры о лишении гражданства митрополита Онуфрия, как мы видим за прошедшую неделю, пробудили в украинском духовенстве по большей части вражду и ненависть, а не чувства братства и солидарности. Увы, одних людей трудности объединяют, других – разъединяют.
Как ясно из событий последних дней, «единое украинское православие», о необходимости которого постоянно говорил глава Госслужбы этнополитики, бывший религиовед Виктор Еленский, – тоже всего лишь словесная ширма, за которой скрывается никуда не девшаяся обычная практика советских уполномоченных по делам религии.
Последние ведь всегда занимались только тем, что бесконечно стравливали «церковников» между собой. И ничего другого люди этой профессии в принципе не умеют делать.
Им ведь не нужно, чтобы Украина процветала. Им нужно, чтобы она деградировала. Им не нужна сильная народная Церковь. Им нужна Церковь, в отношении которой не нужны даже гонения. Из которой люди сами бегут.
Чтобы она существовала при государстве как подраненный зверь у первобытного человека – про запас, на случай голодной зимы. Чтобы не убежала, а съесть можно и потом.
Прозрение в этом отношении настигает даже местных украинских пропагандистов. В частности, многолетний критик РПЦ и лоббист ПЦУ Татьяна Деркач неожиданно задалась вопросом: «Если духовенство УПЦ – агенты ФСБ, зачем мы их приглашаем?»
Иначе говоря, если митрополит Онуфрий и его священники – «преступники», «шпионы» и «предатели», почему они все не в тюрьме, а, напротив, власть зовет их переходить в столь любимую и опекаемую ею ПЦУ?
Если УПЦ – действительно «эфэсбэшная секта», то почему власть так старательно зазывает ее членов в государственную, по сути, церковную структуру? Читай: целенаправленно внедряет в национальную Церковь Украины «российских агентов»?
То же можно сказать и о вопросе признания ПЦУ в мировом православии. Так ли уж нужно Епифанию и Зеленскому, чтобы ПЦУ стала всецело признанной и уважаемой церковной структурой? Или главное, как у Аллы Пугачевой, – это «эпатаж и нахальство»? И чем больше драк и скандалов с участием служителей ПЦУ, чем больше их будут выгонять с Афона и из прочих приличных мест, тем лучше?
Если Зеленский с Еленским действительно так хотели автокефальной украинской Церкви, они, несомненно, ухватились бы за митрополита Онуфрия как за спасительный якорь, как за одного из самых уважаемых архиереев в мировом православии. За которого сегодня выступают православные иерархи по всему миру: и в Сербии, и в Греции, и в Болгарии, и в Грузии, и на Святой земле…
И когда критики Зеленского говорят, что украинская власть «просчиталась», преследуя митрополита Онуфрия и поддерживая ПЦУ, ведь на выходе она получила пустые храмы, стоит задаться вопросом: а может, такой у нее и был план?
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.