Служить – не тужить: как история с антицерковным законом доказала, что Эстония – не Украина
Фото © puhtitsa.ee

Об отказе президента страны запрещать Московский патриархат – обозреватель «Абзаца» Анастасия Коскелло.

Депутат эстонского парламента Яна Тоом в своих соцсетях написала: «После пятнадцати лет в политике я приятно удивлена. Карис молодец!». Речь про эстонского президента Алара Кариса. Те, кто понимает, о чем речь, – не скрывают восторга.

3 июля Карис уже во второй раз отклонил поправки к Закону о церквях и приходах, предложенные Рийгикогу (тот самый законопроект, который должен был прекратить всякую связь между Эстонской православной христианской церковью и Московским патриархатом). Аналогичная ситуация была 24 июня.

Здесь интересна прежде всего мотивировочная часть. Законопроект, говорит президент, противоречит конституции. В частности, нарушает статьи 11, 40 и 48 Основного закона республики.

Все-таки, настаивает президент, государство не должно идти против основ своего существования, ведь Конституция важнее политической конъюнктуры. В противном случае задача безопасности так и не будет решена, зато будет нарушено базовое право граждан на свободу совести: «Для предотвращения влияния извне необходимо точное определение опасных связей, а не широкое вмешательство в религиозную деятельность».

Итак, Эстония в очередной раз демонстрирует, что она – не Украина, а президент Алар Карис явно не хочет и близко быть похожим на Зеленского.

Трезвомыслие эстонской власти разительно контрастирует с истерикой киевского президента, подписавшего накануне указ о лишении предстоятеля Украинской православной церкви гражданства. Согласно статье 25 Конституции, «гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права переменить гражданство». Но кого на Украине сегодня интересуют закон и право?

Режиссер Эмир Кустурица на премьере своего фильма «Люди Христовы: наше время» о преследовании Церкви на Украине заявил: «Украинцам продали войну». В этом смысле Алар Карис вчера, по сути, выразил общее нежелание эстонского народа «покупать войну», к тому же ценой утраты свободы и государственности.

У верующих Эстонии – без преувеличения – сегодня праздник. Эстонская церковь Московского патриархата уже официально поблагодарила президента «за последовательную и принципиальную позицию». «Эстонская лавра» – Пюхтицкий монастырь – также выразила благодарность президенту.

«Эстония остается государством, которое уважает и соблюдает законные права верующих и религиозных объединений», – заявила глава обители игуменья Филарета (Калачева).

То, что Эстония активно сопротивляется давлению западных партнеров и делает все, чтобы не принимать антицерковного и, по сути, антинародного закона, ясно давно. В отличие от безрассудной украинской власти, эстонская вот уже четвертый год мужественно и изящно, в лучших финно-угорских традициях, тянет время.

Эстонская власть, как это ни парадоксально, решила послушать собственный народ. Накануне принятия решения президент явно ознакомился с результатами социологических исследований, опубликованных в свободном доступе на сайте Госканцелярии. Согласно этим данным, число сторонников отделения Эстонской церкви от Московского патриархата в республике падает катастрофическими темпами. Если в 2024 году за такое решение было 60% жителей страны, то весной 2025-го их стало уже 55%, а в настоящий момент – и вовсе 41%.

Решение президента в этом смысле – не подвиг Дон Кихота, а продуманное действие главы государства.

Политиков, готовых ставить под угрозу свою карьеру ради таких сомнительных предприятий, как борьба с самой массовой конфессией в стране, в Эстонии все меньше. Согласившийся было стать «лицом» законопроекта новый министр внутренних дел Игорь Таро, выпускник журфака МГУ, судя по всему, уже жалеет о своем решении.

Никаких аргументов против позиции президента по существу у него не нашлось. Все, что смог сказать министр: «Я не согласен с этим». Ну и дежурные слова о том, что «Московский патриархат продолжает представлять угрозу безопасности Эстонии».

Со стороны министра были даже нотки обиды: мол, президент, видимо, хочет сказать, что «закон не нужен»?

Парламентарии, столько сил потратившие на никому не сдавшиеся «поправки», и вовсе приуныли. Одна надежда у них на то, что весь этот Марлезонский балет с запретом Церкви скоро закончится. Председатель правовой комиссии Рийгикогу Мадис Тимпсон с грустью признал: видимо, «лучше уже не получится».

На этой ноте депутаты разошлись до осени. А там, как в восточной притче про Ходжу Насреддина, либо ишак издохнет, либо эмир, либо Ходжа.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

telegram
Рекомендуем