Утолил голос: как Елена Камбурова стала нашим спокойствием и нашим камертоном
К 85-летию певицы – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Уже третье поколение «мальчишек и девчонок» знает ее голос с детства. А если считать «также их родителей», то и четвертое.
В 1974 году композитор Алексей Рыбников и поэт Юрий Энтин написали песню для детского юмористического журнала «Ералаш». Нужен был голос. Такой, чтоб был ярким, звонким, чистым и энергичным.
Советские эстрадники первой наценочной категории были бы счастливы зафиксировать себя в проекте, который имел все шансы на долгую жизнь. Но создатели «Ералаша» Александр Хмелик, Борис Грачевский и Алла Сурикова сделали выбор в пользу певицы не такой популярной, но тонкой, драматичной, темпераментной – Елены Камбуровой.
Именно она, вопреки своему образу – лиричному, изысканному и не имеющему ничего общего с манерой развлекательных программ, – стала исполнителем гимна детского юмора СССР и России.
Ей больше шли романсы и баллады. Ее авторы – Таривердиев и Окуджава, Новелла Матвеева, Блок, Ахматова, Цветаева, Вознесенский… И тут – развлекательная и увлекательная песенка про то, что покажет журнал.
Камбурова мечтала о сцене с детства. Родилась далеко от столиц – в Новокузнецке. Переехав в УССР, училась в Киеве. Но не театральным искусствам, а легкой… ле-о-генькой промышленности.
Экзамен в Щукинское провалила несмотря на расположение к ней самого Бориса Захавы – члена приемной комиссии, сразу распознавшего большой талант Камбуровой. Через год поступила в цирковое училище, на новый – эстрадный – факультет. И запела.
В 1968-м в детском шпионском триллере «Пассажир с «Экватора» прозвучала песня «Маленький принц» Микаэла Таривердиева на слова Николая Добронравова. Фильм забыли, а песня вырвалась из плена кинопленки и зажила в народе.
Песня, странная даже для конца 1960-х. Не было в ней ни модных ритмов, ни танцевальной разухабистости, ни отчетливой любовной истомы… Поэтичная, загадочная история «звездной страны», спетая глубоко драматично, чисто, без мелизмов и мордентов, взяла за душу многих.
Имя Камбуровой, не особо обласканной телекамерами, не засвеченное софитами, не нашумевшее газетными листами, имя почти тайное, только для посвященных, зашептали восхищенные слушатели.
Она спела многое из того, что дорого нам: романс «Разлука» Исаака Шварца на стихи Окуджавы, «Грустную» и «Прогрессивную» песни Сыроежкина из «Приключений Электроника» Евгения Крылатова на слова Юрия Энтина, «Млечный путь» Алексея Рыбникова на стихи Игоря Кохановского в фильме «Большое космическое путешествие», многое.
Ее голос рвался в выси. В космические дали. Звал за собой мальчишек и девчонок в большое путешествие к приключениям. Он как камертон задавал тон мечтам и порывам. Он не фальшивил и не пытался нравиться, быть свойским, вычурным. Не желал интересничать и не ждал успеха.
Он сам был кристально прозрачным, без погрешностей и лакировки представал в первозданной, почти ангельской простоте. Раздавался будто с высоких хоров мистического храма, в котором хотелось замереть и не шуршать одеждой, не скрипнуть ненароком каблуком по нехоженому полу – ты словно оставался один на один с этим голосом. Внимая ему, как самому сокровенному в себе.
Возвышающая в горние выси и убаюкивающая в мире. Именно «Спи, моя радость, усни», служившая несколько лет заставкой «Спокойной ночи, малыши», напетая Камбуровой, обволакивала и усмиряла наших детей бурной эпохи перестройки.
Елена Антоновна Камбурова – уникальное и неповторимое явление в нашей песенной культуре. Изысканная драгоценность самой чистой воды. Тщательно хранимая поклонниками от чужих, оберегаемая как глубоко личная реликвия от непосвященных, от чужих, в ком не уверен. Кто может не понять, не оценить, не восхититься. Такая, которой не делятся абы с кем. Такая, которой необходимо поделиться с близким.
С днем рождения, Елена Антоновна! Долгих лет Вашей песне!
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.