Бумажки наголо: кто победит в тарифной войне Дональда Трампа и Си Цзиньпина

Развязанная президентом США Дональдом Трампом торговая война против всего света с фокусом на Китае приковала внимание экспертов и обычных людей. Кто первым сдаст назад, разбирался «Абзац».
Трамп работает в лучших традициях 90-х
США требуют более чем от 70 государств «свернуть» торговые связи с Китаем в обмен на снижение пошлин, пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники. Один из главных инициаторов этой идеи – министр финансов Штатов Скотт Бессент, указывает газета.
По его плану Вашингтон намерен «убедить страны запретить китайским компаниям базироваться на их территориях и поставлять через них товары», а также перестать «поглощать дешёвые промышленные товары из Китая». Подобными мерами Бессент рассчитывает ослабить экономику КНР, добиться её изоляции, а затем, после капитуляции, и пойти на уступки Поднебесной.
А 16 апреля в Белом доме объявили об очередном повышении тарифов для Китая – и сразу же до отметки 245% (серьёзный скачок после 145%). В Вашингтоне эту меру связали с обострением торгового противостояния между двумя державами.
«Угрозы США ввести тарифы в 245% для Китая показывают, что они достигли иррационального уровня в использовании пошлин как оружия», – заявили в Министерстве коммерции КНР.

В Пекине утверждают, что больше зеркально повышать тарифы со своей стороны не станут, но ведь и Дональд Трамп обещал, что больше увеличивать пошлины в отношении Китая не будет.
У Штатов традиционные семь пятниц на неделе, но пока американский лидер играет с председателем КНР Си Цзиньпином исключительно на повышение. В то же время, по заявлениям Поднебесной, у руководства республики ещё есть альтернативные рычаги влияния на торговую войну и без очередного раунда ответных пошлин.
В КНР знали и готовились к приходу Трампа, который с первой своей каденции в Белом доме запомнился торговым давлением на страну.
Что победит: американский напор или китайская мудрость?
Торговая война – это обоюдоострый меч, она нанесёт большой урон экономикам обеих держав, заявил «Абзацу» эксперт-китаист Леонид Ковачич. Дело в том, что объём их двусторонней торговли очень большой, а такие запретительные пошлины неизбежно приведут к полной остановке этого:
«Довольно любопытно, что Трамп, с одной стороны, говорит о том, что его цель – развивать производство внутри страны, а с другой стороны, этими тарифами он делает производство в США гораздо более дорогостоящим, а в некоторых случаях и просто невозможным, потому некоторые компоненты, к примеру редкоземелы, кроме как Китай, больше никто не поставляет. Поэтому вряд ли Пекин будет сильно поддаваться на американские провокации и давать слабину. В КНР прекрасно понимают, что конечная цель Штатов – сдерживание развития Китая, поэтому какие-то уступки здесь едва ли помогут».

По словам Ковачича, в Пекине прекрасно понимают особенности американского электорального цикла. В случае если негативное воздействие внешней политики Вашингтона, в том числе торговой, на внутреннего потребителя будет критическим, власти придётся изменить курс, чтобы «не уронить окончательно свои политические рейтинги». При этом эксперт отмечает, что в Китае подобной проблемы нет.
На давление и шантаж Соединённых Штатов Китай будет отвечать созданием благоприятного торгового режима для третьих стран. Цель – привлечь их к торгово-экономическому сотрудничеству, а также к инвестициям в экономику КНР.
«Сказать, что Вашингтону удастся взять вот так и выключить Китай из глобальных цепочек поставок, просто невозможно. Или добиться полной изоляции Пекина. Удельный вес КНР в мировой торговле очень велик – более 30%, компании будут находить обходные пути или напрямую отрицать давление, кто-то, безусловно, поддастся давлению – и будет некоторое снижение торговли с Китаем, но в целом кардинальной перестройки мировой торговой системы по велению волшебной санкционной палочки вряд ли удастся добиться», – считает китаист.
Независимо от того, какие у Трампа мотивы, изменить в одностороннем порядке глобальную торговую систему очень сложно. Политический лидер может издать распоряжение или указ, но это совершенно не означает, что всё будет именно так, подытожил Ковачич.

Отрицать негативный эффект от тарифов не имеет смысла, однако, судя по заявлениям китайской стороны, играя в рулетку с США, Пекин рассчитывает, что экономический удар по экономике оппонента вызовет социальные обострения внутри Штатов и приведёт к уступкам Вашингтона.
Ранее обозреватель «Абзаца» Игорь Пшеничников разбирался, чем опасно объединение Китая и Европы против США.