Ракетке спустили: почему теннисистка Швёнтек получила за триметазидин меньший срок, чем Камила Валиева
Мир тенниса захлестнул допинговый скандал. На клостеболе сначала попался итальянец Янник Синнер, а после в приёме триметазидина уличили польку Игу Швёнтек. Первого оправдали, а второй дали всего месяц дисквалификации. За применение того же препарата российская фигуристка Камила Валиева была отстранена от соревнований на четыре года. В чём подвох – разбирался «Абзац».
Снова какие-то разночтения в антидопинговом кодексе. Вторая ракетка мира Ига Швёнтек получила всего лишь месяц дисквалификации за триметазидин. Это выглядит смешно на фоне наказания за тот же препарат у фигуристки Камилы Валиевой, которую отстранили на четыре года.
Да, вопросов тут рождается много. Но ответ стоит поискать в защите спортсменки. Юристы теннисистки показали пример образцовой работы – они доказали незначительность вины своей подопечной всего за три недели.
А теперь вспомните, сколько разбирались с делом Валиевой. Два года. Как итог – отстранение на четыре.
Сыграла тут роль и концентрация запрещённого вещества в крови спортсменки. В отчёте Международного агентства по честности в теннисе (ITIA) указано, что у Швёнтек оно составляло всего 50 пг/мл. У Валиевой этот показатель был примерно в 40 раз больше – 2,1 нг/мл.
Доказать попадание такой сумасшедшей дозы юристы российской фигуристки не смогли. История с дедушкой и клубничным десертом, в который неожиданно угодил триметазидин, была полна нестыковок. Никаких существенных фактов, кроме слов самой Валиевой, так и не представили.
Не было ни чеков, что именно родственник покупал препарат, ни медицинской документации, чтобы подтвердить наличие проблем с сердцем у дедушки. Вообще ничего. Ни одного внятного аргумента.
У Швёнтек же все доказательства были собраны уже к заседанию суда. Полька проверила все принимаемые добавки и обнаружила триметазидин в таблетках мелатонина, который она использует уже много лет для регулирования режима сна. Теннисистка предоставила результаты теста волос и рекомендации от специалистов по приёму таблеток мелатонина, а также чеки на покупку.
Она отдала своё лекарство сразу в несколько независимых лабораторий с аккредитацией Всемирного антидопингового агентства (WADA), которые подтвердили его загрязнение. С этим всем она пришла в Спортивный арбитражный суд (CAS). Чувствуете разницу с адвокатами Валиевой?
Невиновность Швёнтек была доказана за какие-то три недели с момента дисквалификации. Сейчас от месячного наказания за «незначительную вину или халатность» ей осталось всего пять дней (срок истекает 4 декабря), и новый она сезон начнёт без угрызений совести. Что мешало проделать всё то же самое защите Валиевой – загадка.
Единственное, что удивляет в деле бывшей первой ракетки, – это скорость рассмотрения апелляции. На это у обычных спортсменов уходят годы. Швёнтек – суперзвезда. Но и Валиева – не абы кто, а мировая величина в своём виде спорта.
Можно предположить, что на быстрое принятие решения повлияло давление теннисных властей, так как для них это огромный репутационный удар. Два топ-спортсмена за год на допинге – это слишком. Но тогда и в случае с Валиевой можно было сказать, что был нанесён колоссальный урон мировому фигурному катанию. Но ведь не сказали...
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.