рубрики

Чудеса случаются даже после событий, которые лишают надежды и веры в хорошее

«Она убедила перенести ей два эмбриона»: интервью с врачом, благодаря которой потерявшая детей в «Зимней вишне» женщина родила двойню
Фото © Из личного архива

Это точно знают Марина и Эдуард Ковалевские, которые 25 марта 2018 года из-за пожара в торговом комплексе «Зимняя вишня» в Кемерове потеряли 9-летнего сына Егора и 5-летнюю дочь Светлану (трагедия унесла жизни 64 человек, среди которых 41 ребёнок). Спустя три года после этого ужасного дня и девять попыток ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение) в семье родились двойняшки – мальчик и девочка. А в июне 2022 года команда врачей из Центра акушерства имени Кулакова (г. Москва) и специалистов из Кемерова, благодаря которым в дом семьи Ковалевских вернулось счастье, получили специальный приз Первого канала – премию «Призвание».

Девятую, победную попытку ЭКО Марине Ковалевской провела врач акушер-гинеколог, репродуктолог Гаянэ Калоева. Врач рассказала «Абзацу», что ей помогло и почему никогда нельзя отказываться от мечты стать родителями.

– Гаянэ Леонтьевна, позвольте вас поздравить со столь значимой премией. Это действительно очень трагическая, но в то же время очень жизнеутверждающая история, которая трогает до глубины души.

– Мы всей командой пропустили историю Марины и Эдуарда через себя. По-другому невозможно было работать с такой пациенткой, невозможно просто взять и закрыть глаза на то, что пережила эта семья.

– А ведь путь Марины к двойняшкам Игорю и Елизавете был долгим и трудным.

– Первые две попытки ЭКО Марина делала в Кемерове, четыре – в Томске. Седьмая, восьмая и девятая попытки были в Москве. К счастью, наш с Мариной протокол был успешным.

– Расскажите, как Марина попала к вам?

– В один прекрасный день мне позвонила главный внештатный специалист по гинекологии Минздрава России Лейла Владимировна Адамян. Лейла Владимировна «курировала» Марину. Она рассказала мне, какая беда произошла в этой семье, и сказала: «Мы просто обязаны ей помочь забеременеть».

– Не страшно было браться за столь ответственное задание от Лейлы Владимировны?

– Не буду скрывать, мне было страшно. Но в то же время во мне проснулся сильнейший врачебный азарт. Поэтому я взялась за дело.

– Как вы считаете, почему восемь попыток ЭКО оказались неудачными?

«Она убедила перенести ей два эмбриона»: интервью с врачом, благодаря которой потерявшая детей в «Зимней вишне» женщина родила двойню
Фото © TASS / DPA / Klaus-Dietmar Gabbert

– Могу предположить, что не получалось по причине очень серьёзной психологической травмы, которую пережила женщина. Насколько я знаю, попытки ЭКО у Марины были с эмбрионами, прошедшими ПГД (преимплантационная генетическая диагностика эмбриона, которая позволяет, в том числе, выявить возможные генетические аномалии). Врачи должны были минимизировать все риски. Но беременность не наступала.

– То есть не было ни одного удачного переноса?

– Был. Тогда Марине перенесли двух прошедших проверку девочек. Но беременность оборвалась. Марина рассказала об этом на сцене, когда нам вручали награду.

Она сказала: «Мы переносим двух девочек, а у меня есть чувство, будто бы я предаю своего сына». Мне кажется, эта мысль стала неким блоком, который не позволил этим девочкам появиться на свет.

– По счастливому стечению обстоятельств Марина забеременела мальчиком и девочкой.

– Да, это именно счастливое стечение обстоятельств. После стимуляции мы отправили получившиеся эмбрионы на проверку. И вот пришёл результат, что у нас есть мальчик и девочка. Честно говоря, я думала, что у нас будет две попытки. Но Марина была непреклонна – она настаивала, чтобы перенесли сразу два эмбриона.

– Логика в этом есть, но есть и риски.

– С одной стороны, при переносе двух эмбрионов действительно увеличивается шанс имплантации. Но с другой – многоплодная беременность это ой как непросто. Я очень боялась, что малыши могут родиться глубоко недоношенными, а это ещё одна травма.

– Как Марине удалось вас убедить?

– Марина – медик по образованию, она несколько лет работала акушеркой. К тому же она очень уверенный в себе человек. Её слова «Гаянэ Леонтьевна, вот теперь я уверена, что у меня всё получится» вселили уверенность и в меня. Так что можно сказать, что Марина убедила меня перенести ей два эмбриона.

– Как прошёл перенос?

– На самом деле, получилась интересная история. Мы, врачи, и её, и себя уже по-всякому мотивировали. После переноса мы всегда делаем фото с аппарата УЗИ – эмбрионы выглядят как маленькие звёздочки, они блестят в эндометрии. Так вот, в заключении, к которому было приложено фото с двумя звёздочками Марины, я написала: «Дихориальная-диамниотическая двойня. Беременность 5 минут». Я сделала ей на будущее самый благоприятный прогноз.

«Она убедила перенести ей два эмбриона»: интервью с врачом, благодаря которой потерявшая детей в «Зимней вишне» женщина родила двойню
Фото © ТАСС / Сергей Мальгавко

– И ведь всё получилось!

– Когда Марина мне прислала результат анализа крови на ХГЧ (хорионический гонадотропин человека – главный маркёр наступления беременности), я была невероятно счастлива, у меня буквально выросли крылья за спиной. Марина улетела домой в Кемерово, но мы продолжили поддерживать связь. Я постепенно отменяла гормональную поддержку, интересовалась её здоровьем, как прошли роды, как себя чувствуют маленькие Лиза и Игорь.

– Да, с одной стороны, желание Марины стать матерью понятно, но с другой – вам не казалось, что это может быть навязчивая идея? Всё-таки уже восемь неудачных попыток ЭКО…

– У меня были пациентки, о которых я могу сказать, что они были буквально одержимы идеей родить.

Были даже такие, кто угрожал покончить с собой, если протокол не будет успешным. Кого-то я отправляла к психотерапевту, кому-то отказывала в будущих попытках ЭКО.

С Мариной у меня такого ощущения не возникло ни разу.

– В вашей практике были столь же целеустремлённые пациентки?

– Да. У нас с Лейлой Владимировной большой проект: мы проводим уникальные операции по восстановлению функций яичников, и после этого женщины наблюдаются у меня. Пока окончательно мы статистику не подводили, но могу сказать, что из ста человек 13 уже беременны (это женщины разного возраста, которые уже практически находятся в менопаузе). Поверьте, это много. Например, у японских коллег этот показатель – 6.

– Мне кажется, ваши пациентки вообще уникальные люди.

– Это однозначно так. Наши пациенты особенные. 80% из них страдают психологическим бесплодием. Поэтому наша задача быть с ними до конца. Только женщине решать, надо ей детей или не надо. Только женщине решать, когда ей остановиться. Мы, врачи, лишь оцениваем возможные риски и помогаем им обрести счастье.

– 9 попыток ЭКО – это рекорд среди ваших пациенток?

– Нет. У меня были пациентки с 11 попытками. Одна из них – наш врач. Она любит повторять: «Если бы я остановилась на десятой попытке, я бы никогда не стала мамой своих двойняшек». Так что дорогу осилит идущий. Если есть желание стать мамой, то женщина ею обязательно станет. Я в это верю. Как и верю в то, что мы, врачи, просто инструмент в руках Бога.

telegram
Рекомендуем