Россия и Иран могут начать совместную разработку крупнейшего в мире месторождения
Иран давно просит Россию о поставках газа, это вполне реализуемый проект, заявил президент РФ Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ).
«Иран просит нас давно уже о поставках, тоже это очень удобное место для нас, месторождение рядом. Я полагаю, что это вполне реализуемый проект, имея в виду, что рынки огромные и в соседних странах с Ираном. Просто колоссальная потребность. Здесь существуют разные возможности и разные рынки, будем осваивать», – сказал российский лидер.
По мнению президента Ассоциации инновационных предприятий в энергетике «Энергоинновация» Михаила Смирнова, речь идёт о совместной работе на крупнейшем в мире месторождении Северное/Южный Парс, которое находится под Персидским заливом. Его запасы оцениваются в 28 трлн кубометров газа и 45 млрд баррелей нефти.
«Иран и сам по себе нефте- и газодобывающая страна. Проблема в том, что, имея вторые в мире запасы газа, он не может до них добраться – не хватает технологических решений и финансирования. Одно из крупнейших месторождений Северное/Южный Парс находится между Катаром и Ираном. И конечно, главная стратегическая перспектива сотрудничества России для Ирана – это как раз разработка этого месторождения. У России гораздо больший опыт в этом», – рассказал «Абзацу» Смирнов.
Ещё один вариант взаимодействия с Ираном – поставки российского голубого топлива через газопровод «Средняя Азия – Центр». Однако прежде необходимо провести капитальный ремонт этой системы, поскольку она устарела за годы эксплуатации.
«Мощность трубы при СССР была 80 миллиардов кубов, сейчас она загружена всего на 3 миллиарда кубов. При условии полной замены всех газоперекачивающих систем возможно возвращение к прежним мощностям. Внутри этих 80 миллиардов кубов какая-то часть может уходить Ирану. Это решение поддержало бы экспортные поставки», – считает эксперт.
Северные районы Ирана слабо газифицированы. Как раз это направление, по оценке Смирнова, и может в перспективе подпитываться российским трубопроводным газом.