Россия зарабатывает больше, чем показывает: серая статистика не даёт покоя МВФ
Западным экономистам всё не даёт покоя ситуация в российской экономике. На сей раз они обвинили Мусквы в сокрытии большого профицита торгового баланса, что означает превышение доходов с экспорта (продажи товаров за рубеж) над импортными расходами (покупка товаров за рубежом).
«Вы можете изучить данные по России. Или вы можете просто почитать Достоевского. И то, и другое – художественные произведения, имеющие мало отношения к реальности», – написал в соцсети Х ведущий экономист международного валютного фонда (МВФ) Робин Брукс.
На графике, представленном Бруксом, видно, как профицит текущего счета России (чёрный), расходится с графиком налоговых поступлений с продажи нефти и нефтепродуктов. Финансовый аналитик Дмитрий Голубовский объяснил «Абзацу» причины подобной раскорреляции:
«ЦБ даёт данные по платёжному балансу, а ФНС – по собранным налогам. И эти данные очень сильно расходятся. Налогов собираем много, а, вроде бы, на столько не продаём. Налогов собираем много, потому что сейчас в каждом крупном экспортёре сидит человек со дня подписания указа [президентом России] Владимиром Путиным о контроле экспортными потоками в конце 2023 года. ФНС гораздо лучше ЦБ осведомлена о реальном положении вещей. А данные ЦБ по платёжному балансу, да, занижены».
По словам эксперта, заниженные данные по платёжному балансу не являются какими-то «злонамеренными действиями». Просто в условиях санкционных ограничений часть международной торговли не отражается в статистике.
«В какой-нибудь индонезийский порт заходит российский танкер, доливается индонезийская нефть и все объёмы сразу перестают быть российскими. То же самое делается и в Вентспилсскиом порту на Балтике и много где ещё. Есть объёмы торговли, которые абсолютно легальны и за них валютная выручка учитывается, а есть скрытые объёмы», – пояснил Голубовский.
Чем больше профицит торгового баланса, тем больше страна зарабатывает на продаже за рубеж товаров, которые были произведены в России. Соответственно, выше продажи – выше доходы бюджета и выше возможности выполнения бюджетных обязательств, включая строительство дорог, школ, индексацию пенсий, пособий и зарплат «бюджетникам».
«Профицит торгового баланса – это приток валюты в страну и стабильный курс рубля. Если у нас с торговым балансом всё хорошо, рубль застрахован от существенной девальвации. Скажем так: он останется ниже 100 рублей за доллар. Нам не нужно опасаться обвала рубля на валютном рынке и связанного с ним роста процентных ставок, которые и так слишком высоки», – подчеркнул эксперт.
При этом, по мнению Голубовского, слишком большой профицит торгового баланса тоже не нужен, поскольку он приведёт к накоплению валюты, которую сложно будет реализовать.