Ждать ли обострения конфликта между Венесуэлой и Гайаной в новогодние праздники
В пятницу, 29 декабря, правительство Венесуэлы осудило прибытие в Гайану британского военного корабля HMS Trent и посчитало это враждебным провокационным актом. В свою очередь Лондон заявил, что это акт дипломатической поддержки. По мнению Каракаса, две страны таким образом нарушили недавнюю декларацию, которая была принята в качестве плана действий для решения территориального спора.
В комментарии для «Абзаца» политолог Алексей Черняев заявил, что не ожидает обострения конфликта между Венесуэлой и Гайаной. По крайней мере, в ближайшее время.
«Власти Венесуэлы уже показали, что не готовы переходить к силовому решению проблемы вокруг спорной территории Эссекибо. Ну а раз они пока не готовы, то и реагировать на откровенную провокацию со стороны Великобритании нет никакого смысла», – заявил он.
Политолог считает, что Эссекибо для Венесуэлы – это такая же ловушка, какой стал Кувейт для Ирака при Саддаме Хусейне. Понятно, что если Венесуэла попробует силовыми способами присоединить спорные территории, то она столкнётся с очень серьёзным сопротивлением.
«Понятно, что в первую очередь защищать интересы Гайны будут Соединённые Штаты и Великобритания, которые связаны с нефтедобычей в стране. Также может вмешаться Бразилия, которую не устраивает возможность военного конфликта по соседству. Власти Гайаны также предоставили право на добычу нефти Катару, Франции, Малайзии, Китаю и Саудовской Аравии, так что все они потенциально заинтересованы в сохранении ситуации как она есть», – добавил Черняев.
Он заключил, что Венесуэла находится в незавидной ситуации, когда получить поддержку извне будет просто не от кого. Россия может выразить политическую поддержку на словах, но этим, скорее всего, и ограничится.
Напомним, что 3 декабря граждане Венесуэлы на референдуме высказались за присоединение Эссекибо к стране. Однако уже 14 декабря президент Гайаны Ирфаан Али и президент Венесуэлы Николас Мадуро провели переговоры и договорились продолжить диалог и не применять силу для решения территориального спора.
Территориальный конфликт между Венесуэлой и Гайаной длится уже почти 200 лет, но особо острую фазу он принял в 2015 году после того, как американскими нефтяными компаниями была произведена геологическая разведка, выяснилось, что Гайана буквально стоит на нефтяном озере.