рубрики

Спор на территорию: почему Венесуэла решила отстаивать свои права на часть Гайаны
Фото © TASS / EPA

В воскресенье, 3 декабря, в Венесуэле пройдёт референдум по вопросу о легитимности присоединения спорных территорий Эссекибо, которые сейчас находятся в составе Гайаны. «Абзац» разбирался в причинах конфликта и выяснял, сможет ли он перерасти в полномасштабное вооружённое противостояние.

В это воскресенье, 3 декабря, по предложению Национальной ассамблеи в Венесуэле пройдёт консультативный референдум по защите прав Каракаса на возвращение спорной территории Эссекибо, которая сейчас находится в составе Гайаны.

Реакция Джорджтауна на объявление референдума закономерно была резко негативной. Президент респубоики Ирфаан Али назвал действия правительства Венесуэлы «агрессией». Также Гайана обратилась в Международный суд ООН с требованием помешать проведению референдума.

Причины и последствия

Как отмечают корреспонденты Associated Press (AP) Хуан Арраес и Риджайна Гарсия Кано, для правительства президента Венесуэлы Николаса Мадуро это голосование имеет огромное значение, и, скорее всего, венесуэльцы поддержат его в стремлении вернуть спорные территории.

«Мадуро вложил в решение этого вопроса весь вес своего правительства. Он использует патриотическую риторику, чтобы попытаться заработать поддержку населения. Для Гайаны этот вопрос также принципиален – площадь спорных территорий составляет две трети территории всей страны», – говорится в материале.

В комментарии для «Абзаца» политический обозреватель Игорь Пшеничников напомнил, что этому конфликту уже почти двести лет:

«Венесуэла, на мой взгляд совершенно законно, претендует на территорию, которая называется Эссекибо. Этот регион находился в границах Венесуэлы во время испанского колониального периода, но после войны за независимость территория была захвачена Великобританией. В конце XIX века арбитражный суд признал право Великобритании контролировать территорию. Однако Венесуэла не признаёт это решение и утверждает, что решение суда было вынесено под давлением, поэтому Каракас имеет право претендовать на возвращение своих территорий».

Особо острую фазу конфликт принял в 2015 году после того, как американскими нефтяными компаниями была произведена геологическая разведка и выяснилось, что Гайана буквально стоит на нефтяном озере. При этом там есть не только нефть, а чуть ли не вся таблица Менделеева, отметил эксперт.

«Ну и кроме того, у спорных областей очень выгодное геостратегическое положение рядом с побережьем Атлантического океана. Контроль над Эссекибо обеспечил бы контроль над морскими ресурсами и коммерческими маршрутами», – добавил Пшеничников.

Он считает, что в целом борьба Венесуэлы против Гайаны вписывается в идею Мадуро о борьбе с новым колониализмом, бенефициаром которого являются в том числе Соединённые Штаты.

«Не стоит забывать, что на 2024 год намечены выборы в Венесуэле, поэтому вся эта ситуация влияет на действия властей. Учитывая сложную внутриполитическую обстановку, перед венесуэльским лидером стоит задача заручиться поддержкой народа. Эта история с Эссекибо на самом деле объединяет всех венесуэльцев», – сказал эксперт.

Спор на территорию: почему Венесуэла решила отстаивать свои права на часть Гайаны
Фото © TASS / AP

Кто вмешается

В свете приближающегося референдума Бразилия активизировала оборонительные действия вдоль своей северной границы, военные подразделения перебрасываются на север. Об этом в среду, 29 ноября, сообщило министерство обороны страны.

«Пока что Министерство обороны следит за ситуацией. Оборонительные действия и увеличение военного присутствия на севере Бразилии необходимы для защиты границ», – говорится в заявлении.

Пшеничников подчеркнул, что в этом конфликте на стороне Гайаны стоят США, потому как именно их нефтяной гигант ExxonMobil начал в 2015 году геологоразведку и имеет там наибольшее влияние.

«Власти Гайаны также предоставили право на добычу нефти Катару, Франции, Малайзии, Китаю и Саудовской Аравии, так что все они потенциально заинтересованы в сохранении ситуации как она есть», – добавил эксперт.

По его словам, референдум – это не какая-то безобидная акция, на которую Мадуро пошёл ради того, чтобы поднять рейтинги перед выборами.

«Ситуация очень взрывоопасна, но не думаю, что Венесуэла хотела бы затевать тяжелую и долгую войну, потому что народ такое точно не поддержит. Скорее всего, дело ограничится воинственной риторикой. Этот старый вопрос будет поднят на свет, будет обсуждаться. Конечно, надо наблюдать за происходящим», – пояснил Пшеничников.

Эксперт заключил, что и заинтересованным в Гайане американцам совершенно не выгоден был бы ещё один вооружённый конфликт, а уж тем более по соседству с США. Вашингтон занят Украиной, Ближним Востоком, что-то происходит и на Тайване, четвёртую горячую точку их экономика просто не выдержит.

telegram
Рекомендуем