Кто виноват в том, что российские икра и крабы стоят так дорого
До Нового года осталось меньше месяца, многие уже задумываются о праздничном столе. И если с оливье и селёдкой под шубой всё понятно, то с икрой дело обстоит сложнее. Цены на деликатес кусаются. Сейчас за 100 граммов икры нерки продавцы просят 600-800 рублей.
«У нас на российский рынок приходится 14-15 тыс. тонн красной икры в год. Это порядка 100 граммов на одного жителя России и порядка трёх бутербродов в год. До 2014 года на наш рынок поставлялась икра из других стран и составляла конкуренцию. В отсутствие зарубежных поставок цены определяются исключительно нашим выловом. И по ценам на икру мы являемся абсолютными мировыми рекордсменами», – объяснил в беседе с «Абзацем» президент Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев.
Во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортёров (ВАРПЭ) причину дороговизны икры видят в высоких ставках НДС. Для рыбы и продукции из неё налог (за исключением деликатесов) составляет 10%, а для икры – 20%.
«Немаловажным фактором влияния на икорный рынок является налоговое неравенство между рыбопродукцией и икрой. Снижение ставки НДС для производителей готовой икры могло бы стать существенной мерой господдержки. Это положительно отразится на доступности продукции для потребителя», – заявил «Абзацу» президент ВАРПЭ Герман Зверев.
Сейчас красная икра – деликатес. Многие позволяют себе покупку заветной баночки исключительно на Новый год.
Ещё более дорогой и элитный продукт – чёрная икра. В дефицитном Советском Союзе с полок периодически пропадали колбасы, куры, сливочное масло. Икра чаще всего была, что придавало ей статус оплота гуманитарной стабильности.
Позволить себе баночку икры из осетра мог обычный работяга. С середины 70-х цена на чёрную икру за килограмм была в среднем 40 рублей. На среднюю зарплату в 120-140 рублей можно было купить целых три килограмма.
Сейчас за 100-граммовую баночку икры стерляди просят около 5 тыс. рублей. То есть килограмм обойдётся в 50 тыс. рублей, что превышает реальные зарплаты в стране.
От крабов новогодние столы россиян тоже ломиться будут едва ли. В июне принципиальные США отказались от наших крабов – вступил в силу запрет на импорт этого деликатеса из России в демократичную Америку. Теплилась надежда: может, крабы в отсутствие американского покупателя станут доступнее нашему рынку? Но не случилось. Во-первых, Америка, хоть и тайком, но продолжает скупать наших крабов, во-вторых, есть Китай.
«Для реализации краба на внешних рынках всё уже готово: есть потребители, распространители. Плюс цена на краба на внешних рынках выше, чем на российском. Если всё готово, всё работает, и ты получаешь прибыль, зачем заморачиваться чем-то?» – пояснил Корнев.
Рентабельность 100%: ловишь – продаёшь. Зачем заморачиваться? Санкции спровоцировали появление серых схем, а до российских магазинов доезжает разве что неликвид.
Напрашивается вывод: крабов мы увидим на своих столах лишь в том случае, если продавать на экспорт станет невыгодно, – при крепком рубле. Но вот незадача, Минфин и Центробанк стараются ослабить российскую нацвалюту. В бюджет заложен курс примерно 70 рублей за доллар.