Династии и мандарины: кто теперь управляет Абхазией и что это значит для нас
О взявшем власть в республике клане – обозреватель «Абзаца» Владимир Тихомиров.
Старая страшилка «вот придут русские олигархи и купят всё» была в Абхазии лишь поводом для свержения президента. Имя политика, который теперь берёт фактическую власть, хоть и не имея официальной должности, – Адгур Ардзинба, представитель старейшего клана. Его ныне покойный основатель Владислав Ардзинба был первым президентом республики, его портреты и сегодня висят там повсеместно.
С 2015 по 2020 год Адгур Амиранович занимал пост вице-премьера и министра экономики. Потом в Сухуме случилась очередная «цветная революция», на волне которой к власти пришёл ныне свергнутый генерал-майор Аслан Бжания.
Ардзинба тогда ушёл в оппозицию и основал «Абхазское народное движение», которое стало движущей силой нынешних протестов.
Судя по всему, клан Ардзинба копил силы для президентских выборов, назначенных на март 2025 года, но потом решил форсировать события, воспользовавшись накалённой до предела дискуссией о проникновении российских предпринимателей в сакральную сферу курортного бизнеса.
Права неместных инвесторов – больной вопрос в Абхазии. Ещё летом в Сухуме пытались принять закон, согласно которому иностранцы могли бы покупать квартиры в новостройках. Оппозиция сочла это покушением на святое: дескать, русский турист обязан арендовать жильё у абхаза. И законопроект отозвали.
А в октябре в Москве было подписано то самое соглашение о российских инвестициях. Внимание оппозиционеров привлёк пункт о «многофункциональных комплексах», под вывеской которых могут строиться отели.
Президент Бжания под давлением протестующих подписал законопроект, закрывающий эту лазейку. Но было поздно – оппозиция уже раззадорилась.
После победы клана Ардзинба судьба соглашения о российских инвесторах повисла в воздухе. Адгур Амиранович не раз публично высказывался в том духе, что республике они не нужны. Дескать, вкладывайтесь в сельское хозяйство, транспорт или строительство. А черноморское побережье оставьте абхазам, это наша корова.
Но без российских денег Абхазия не выживет: в республике на 40 тысяч официально работающих приходится 40 тысяч пенсионеров. Многие абхазы трудоспособного возраста предпочитают серые заработки на туристах.
И если раньше все бюджетные проблемы Сухума решались за счёт Москвы, то с началом СВО кубышка в Москве иссякла, о чём российские власти уже прозрачно намекали экс-президенту Бжании.
Теперь только от клана Ардзинба зависит, дойдёт ли дело до запрета на ввоз в Россию абхазских мандаринов, как это уже бывало. Если Москва примет такое решение, думаю, к новым выборам симпатии к оппозиции сойдут на ноль. Как и доходы абхазских фермеров.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.