Хасан своего народа: чем Насралла был ненавистен Израилю
На смерть лидера «Хезболлы» – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
Больше 20 лет все спецслужбы и военное ведомство Израиля охотились за ним. За человеком, который пришёл на смену убитому израильтянами предшественнику и знал, что когда-нибудь они убьют и его. Ведь он нанёс Израилю самое чувствительное поражение за полвека.
Организация, которую он возглавлял, и народ, его избравший, – люди, верующие в посмертное воздаяние. У них вряд ли есть сомнения, что Хасан Насралла теперь займёт место в горних высях, где ждут его соратники по борьбе, мирные жители Бейрута и безгрешные дети, убитые израильскими бомбами.
Насралла не желал развязывать войны и искал мира. Он направлял свою власть на то, чтобы слишком горячие головы в «Хезболле» не выходили за рамки. Сокрушался, что слишком резвые спровоцировали Израиль на войну 2006 года. Тогда началось с того, что члены «Хезболлы» напали на военных Израиля на посту в приграничье.
Инцидент вызвал израильские авианалёты и вторжение наземных сил в суверенный Ливан, бомбёжки его столицы, уничтожение гражданской инфраструктуры: мостов, дорог, школ, больниц, электростанций, портов.
Операция израильтян была названа так же пафосно и поэтично, как и прежние налёты и вторжения: «Нерушимая скала», «Сведение счётов», «Щит и стрела», «Литой свинец», «Гроздья гнева».
Только окончилось в тот раз для Тель-Авива всё плохо. Потеряв убитыми 121 своего бойца и убив более тысячи мирных ливанцев, подставив под ответные удары «Хезболлы» своих мирных граждан, израильские военные (30 тысяч человек с танками и авиацией) вынуждены были убраться с ливанской земли. До сих пор еврейское государство не пыталось больше ввести туда свои оккупационные силы.
За один тот провал правительство Израиля готово было убивать Насраллу по несколько раз на дню. Оговаривать его в прессе, приписывать ему миллиардные состояния, якобы сколоченные на коррупции. Принуждать других выдавать ему клеймо террориста. На это, впрочем, согласились лишь некоторые страны – далеко не все даже европейские.
Он понимал, что ходит под постоянно занесённым над ним клинком. Поэтому старался не подставлять других: не ездил в Тегеран, например, чтобы ненароком не навести израильскую ракету на столицу Ирана, где его усилия ценили и помогали его делу.
Он годами жил в бункере, чтобы его местонахождение не было лёгкой мишенью для ликвидаторов. Но когда-то и эти меры должны были оказаться недостаточными.
Хасан Насралла ушёл. На его место придёт другой. Дай Бог, чтобы новый лидер не оказался мстительным и истерично злопамятным, как израильское руководство.
Дай Бог, чтобы многолетние усилия всех сил, желающих мира на Востоке, были успешны и принесли плоды, несмотря на постоянно зреющие в Тель-Авиве «Гроздья гнева», или как они там решили назвать свою следующую атаку на школы и госпитали соседних стран.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.