В Риге видят фигу: как Латвия сдала свою свободу
К 35-й годовщине декларации независимости республики – обозреватель «Абзаца» Филипп Фиссен.
В Риге нет музея оккупации германцами во время Первой и Второй мировых войн. Оккупантами там называют только русских, советских.
А между тем именно латыши составили ядро ленинской ячейки социал-демократов в тяжёлые для Ильича дни, когда его изгнали из ЦК РСДРП в 1905-м.
Опираясь на боевое крыло, сплошь состоящее из латышей, Владимир Ильич вернул себе влияние. Если бы не балтийская поддержка, история могла бы повернуться к Ленину задом.
Затем хорошо проявили себя латышские товарищи в наполнении партийной кассы. Ограбление Госбанка Российской империи в 1905-м с убийствами принесло социал-демократам первый крупный куш – 170 тысяч целковых. Обстряпала дело дюжина латышских парней. Один из них впоследствии стал министром финансов.
Незабываемой стала для России и роль латышских стрелков, принимавших участие в расстреле семьи Николая Второго.
Яркой была деятельность руководителей ЧК – товарищей Лациса и Петерса. И одного из отцов ГУЛАГа – Берзиньша. У нас с Латвией большая общая история.
Второе присоединение к России (уже Советской) произошло в 1940-м, когда страной управляла диктатура Улманиса, параллельная нацистскому Рейху. Её капитуляцией вследствие ультиматума правительства СССР закончилась 20-летняя история первой латвийской самостийности.
Вторая продлилась и того меньше: Латвия, как и другие прибалтийские республики, была присоединена к ЕС. С полным подчинением Брюсселю и Вашингтону. Её финансовая система с тех пор вручена Европейскому центробанку. Армия передана командованию НАТО. Культура сведена к минимуму фольклорных фестивалей. Общественная жизнь свалилась к русофобии. Духовная и интеллектуальная полностью устранены.
В стиле обеих немецких оккупаций прошла деиндустриализация и вывоз рабочей силы. Потеря половины населения не принесла процветания оставшимся. Их планомерное обнищание гарантировано действиями Еврокомиссии. И никакая ложная статистика о росте ВВП не скроет запустения когда-то разгульной Риги.
У Сергея Довлатова есть байка. Исполнитель роли Бубы Касторского эмигрант Борис Сичкин попал в больницу после аварии. Когда его посетил сын, артист уловил лёгкий запах алкоголя. Сын оправдывался: только один бокал шампанского. И Сичкин спросил: «Что же ты праздновал, сынок?»
Тот же вопрос я хотел бы задать сегодняшним латышам – потомкам славных стрелков, чекистов, коммунистов, популярных некогда советских артистов. Что же вы все празднуете?
Оглядитесь. Вы потеряли всё. Стали никем. Растоптаны ваши мечты о свободе.
Неужели историческая роль вашего народа закончена в затхлом углу Европейского союза? Неужели за это ваши предки грабили русский банк и стреляли в монарха? Давили контру в подвалах ЧК? Издевались над заключёнными в ГУЛАГе? Встали к стенке в 1937-м? А потом бегали по лесам от наказаний за карательные рейды в составе СС?
Вы сделались пылью на сапогах Урсулы фон дер Ляйен, запрещающей вам иметь даже собственное электричество.
Вспоминайте, кто вы есть. Встаньте в рост, разогните спины. Прислушайтесь к тому, что ещё осталось у вас хотя бы в пословице, – к душе.
С праздником вас, дорогие товарищи!
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.