Битых час: как иноагент Гельман* сляпал выставку быстро и недорого
О новом слове галериста против России – обозреватель «Абзаца» Ольга Кирова.
Искусство, которое делается за неполный час. Примерно к такому формату и приходят все беглые деятели, которые боролись тут у нас с тоталитаризмом, а на самом деле искали путь наименьшего сопротивления.
Песни по скайпу, читки пьес вместо спектаклей – всё это ляпается быстро и оставляет массу времени на жизнь.
Новая выставка Гельмана, открывшаяся в Черногории, но вряд ли для черногорцев, «сгенерирована искусственным интеллектом менее чем за час». И посвящена «некой стране», которая, согласно концепции мероприятия, «едет не в будущее, а в прошлое». Ясное дело.
«Эта страна» у них всё время едет не туда. А Гельман со товарищи – туда, то есть из страны, чтобы оттуда её поносить и тем кормиться.
Искусственный интеллект оказался Гельману как нельзя кстати. ИИ подобрал для выставки картины из альбомов XIX века. Затем чужую живопись поместили как бы «в пыльные окна поезда». И открыли кассу. Гениально.
Раньше было труднее. Для собственной выставки приходилось картинки делать в фотошопе, а теперь прогресс дошёл до таких высот, что компьютер даже в рамки всё сам вставляет. Только билеты продавай.
Люди по выставке ходят, смотрят, обмениваются впечатлениями. «Искусственный интеллект – голова, я ему пальца в рот не положил бы», «глубоко копает».
Страна-то у них едет в прошлое, потому что чужих картин из будущего не нашлось. Не написали их художники. А нагружать искусственный интеллект придумыванием будущего Гельман боится. Мало ли что ИИ про Россию выдумает. Вдруг позитивное. Рисковать нельзя. Поэтому вот так.
Искусство меньше чем за час Гельман создаёт давно. Его прежние инсталляции из чего-то и палок в Перми тоже не требовали много времени. Но приходилось раскошеливаться на материалы. Вязанка дров сколько-то да стоит. Потом довезти, выгрузить. А хочется недорого и по-быстрому. Жизнь идёт, омары стынут, пиво выдыхается.
Выставка с полуголыми русскими классиками, с которой сейчас ездит по миру писатель Сорокин (сторонник ВСУ и пропагандист сомнительных ценностей), создана по тому же принципу. Пишешь для ИИ: голый Достоевский. Распечатываешь и вешаешь. Очень удобно.
Главное достижение тандема Гельмана и компьютера – вариативность. Вот что, по Гельману, будет определять теперь искусство. Раньше как было? Девочка с персиками – они у неё что вчера, что сегодня. Умельцы в Интернете приделывали ей, конечно, ананасы, бутерброды и боевые гранаты. Но за искусство это не выдавали, не продавали на выставках. Пока Гельман за дело не взялся.
Нам остаётся надеяться на восстание машин. Когда на очередной бредовый запрос каких-нибудь гельманов ИИ выдаст им на экран лаконичную фразу «Иди на…».
Они её распечатают и будут носиться по странам и континентам с воплями «Нас не изгнали, нас послали!».
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.
*Признан Минюстом РФ иностранным агентом.